Бренд или не бренд?
Нередко перед IT-отделом или владельцами бизнеса встает вопрос: какую технику закупать? Андрей Шуклин
🕛 12.09.2006, 10:26
Отдать предпочтение мировым брендам либо приобрести продукцию российской сборки или же самим поиграть в конструктора? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но мы можем отследить тенденции рынка компьютерной техники, основываясь на которых можно принять то или иное решение. Давайте вспомним, откуда вообще появились бренды и как происходило развитие IT-индустрии последние пару десятков лет. Ни для кого не секрет, что первые настольные компьютеры начала делать компания IBM - они были основаны на процессорах Intel 8086 и принципиально отличались от всего, что было на рынке, и в особенности от компьютеров ZX Spectrum, которые к тому моменту как раз исчерпали свой технологический потенциал.
Таким образом, еще 15 лет назад нельзя было говорить ни о какой стандартной архитектуре - каждая из разработок была частной собственностью той или иной компании.
Однако со временем начали появляться компьютеры, которые в то время назывались IBM-совместимые. Они работали согласно той же архитектуре, что и модели от IBM, но при этом все же производились другими компаниями, причем, как правило, очень крупными, потому что в те времена для сборки компьютера требовались немалые инвестиции в R&D, а также в собственное производство.
Впрочем, по прошествии времени научно-технический прогресс привел к тому, что производить компьютеры становилось все легче, было установлено несколько стандартов производства компьютерных систем, появились различные изготовители системной логики, компания AMD стала выпускать процессоры, отличающиеся от чипов Intel, и в результате индустрия пришла к своему сегодняшнему состоянию.
Сегодня
Состояние это характеризуется достаточно просто: собрать компьютер сегодня может любой школьник, зайдя в магазин, купив типовые компоненты и вставив их в стандартные разъемы. Если при этом были выбраны именитые производители качественной материнской платы, корпуса и других компонентов, то можно говорить даже о качественной работе такого компьютера. Но здесь есть свои подводные камни, такие как: гарантия на собранную систему и вопросы соответствия собранного компьютера стандартам, утвержденным на предприятии, или прочим рекомендациям, которые имеются у IT-отдела.
Если обратить внимание на те бренды, которые действительно развиваются в России сегодня, это Aquarius, DEPO Computers, Formoza, K-Systems, Kraftway. На долю международных поставщиков, таких как HP и Dell, согласно данным компании IDC по итогам 2005 года, приходится порядка 6% рынка настольных ПК. Так что основной спрос приходится именно на продукцию российских сборщиков, что объясняется относительно более низкой стоимостью компьютеров этих компаний, а также более развитой системой сервисной поддержки. Надо сказать, что эти игроки присутствуют на рынке достаточно давно и, как результат, хорошо на нем закрепились, продавая технику для самых разных пользователей.
В свою очередь, иностранные бренды имеют другие козыри: проверенное качество, серьезный маркетинговый бюджет, собственный дорогой дизайн техники, а также - что стало наиболее актуально в последнее время - опыт производства компьютеров в маленьком форм-факторе, в частности picoBTX, который признается одним из самых эффективных способов разместить компоненты внутри корпуса, а также отличается бесшумной работой. Кстати, говоря о шуме, следует выделить продукцию российской компании Arbyte. Она выпускает специализированные решения, например графические рабочие станции, оснащенные оригинальными системами вентиляции, которые отличаются низким уровнем шума. В результате система, в которой установлен как мощный процессор, так и мощный видеоадаптер, стабильно работает, не создавая заметного шума. А вот гарантировать такой результат при ручной сборке компьютера будет достаточно сложно.
С другой стороны, многие мировые бренды могут похвастаться накопленным опытом в области развития средств управления рабочей станцией, восстановления данных, а также интеграции ресурсов рабочей станции в корпоративную информационную среду. Здесь, конечно, мировые бренды берут свое, но, пожалуй, данный плюс будет наиболее заметен в сфере серверной продукции, потому что вопрос мониторинга и управ ления серверами всегда стоит намного острее, чем управление отдельным ПК. Впрочем, у таких компаний, как HP, и для рабочих станций имеется свое управляющее ПО. Также для мировых брендов характерно создавать отдельный, защищенный раздел диска, на котором хранится полная копия ОС, а также настроек и профилей (если система восстановления поддерживает такую функцию).
И все же, бренд или не бренд?
Что ж, сегодня статистика такова, что подавляющее большинство настольных компьютеров, продающихся в России, сделаны локальными компаниями и лишь около 6% уходит на откуп мировым именам. Будет ли эта ситуация меняться? Скорее всего, нет, или, вернее сказать, не из-за того, что все побегут покупать иностранные компьютеры. Просто сегодня все больше сотрудников работают с ноутбуком, а вот принадлежность ноутбука к тому или иному бренду может оказаться очень даже желательной, потому что данный продукт является более тонким в производстве и претензий к сборщику здесь, конечно же, возникает больше.
"Экспресс Электроника"