Видеостандарты. Часть III
VGA (Video Graphics Array). Михаил Тычков aka Hard
🕛 24.05.2006, 11:34
С появлением в 1987 году компьютеров PS/2 началась эра стандарта VGA (Video Graphics Array). Основное отличие нового стандарта заключалось в том, что сигналы на монитор были аналоговыми в отличие от остальных стандартов, где сигналы эти были цифровыми. Хотя попытки, в случае с MCGA, были но по настоящему стандартом аналоговым сигналом с расширенными возможностями стал именно VGA. Почему же отошли от цифры? Цветной монитор имеет пушку с тремя лучами (или три пушки по одному лучу) - R (red), G (green), B (blue). Сигналы, которые поступали в монитор либо включали эти лучи, либо выключали. Отсюда следует, что тогдашние мониторы могли оперировать 8 цветами. Дела пошли лучше, когда смогли менять яркость этих лучей, что повлияло на количество возможно используемых цветов. Но в случае с аналоговым сигналом, количество градаций яркости выше. В случае с VGA их 64, а значит цветовая гамма возрастет до 262 144 оттенков. Кстати, этот стандарт позволяет использовать черно-белые (монохромные) мониторы, где используется 64 градации серого.XGA (eXtended Graphics Array).
В конце 1990 года IBM выпустила новый видеоадаптер работающий в стандарте XGA, а через два года усовершенствовала и сам стандарт, который получил название XGA - 2. Адаптеры обоих стандартов получали управление шиной (bus master) и по сути дела, могли работать независимо от системной платы. Эти стандарты позволяли работать с разрешением 1024х768 до 256 цветов или 64 градации серого, а при разрешении 640х480 позволяли использовать 65 536 цветов.
SVGA (Super Video Graphics Array).
Почти все современные персональные компьютеры работают в соответствии с этим стандартом, хотя по началу было не все просто. Этот стандарт вообще не хотели принимать за таковой, так как графические режимы были разнообразны. Некоторые спецификации поддерживались, зачастую, только фирмами - производителями. В конце концов ассоциация VESA предложила единый стандарт, который назвали VESA BIOS Extension. Основным плюсом нового стандарта являлось то, что для работы с любым SVGA адаптером достаточно универсального драйвера. Что можно сказать про SVGA - этот стандарт поддерживает разрешение 1280х1024, а количество оттенков достигает 16 777 216.
Разъем видеокарты SVGA и расположение контактов
Таблица назначания контактов разъема SVGA
контакт
сигнал
направление передачи
1
красный
выход
2
зеленый
выход
3
синий
выход
4
монитор ID 2
вход
5
логический нуль (самотестирование монитора)
6
общий для аналогового красного
7
общий для аналогового зеленого
8
общий для аналогового синего
9
ключ
10
общий (для синхронизации)
11
монитор ID 0
вход
12
монитор ID 1
вход
13
синхронизация строк
выход
14
синхронизация кадров
выход
15
монитор ID 3
вход
Сигнал идущий к монитору отличается от TV сигнала и поэтому к разъему предназначенному для монитора нельзя подключать телевизор. На многих современных видеокартах есть специальный выход для подключения телевизора или видеомагнитофона. Ниже приведу сравнительную таблицу сигналов.
стандарт
год
страны
количество строк
частота кадров
телевизионные стандарты
PAL
1941
Германия, Голландия, Англия
625
50
SECAM
1962
Франция
625
25
NTSC
1941
США, Япония
525
60
компьютерные стандарты
VGA
1987
США
640х480
72
SVGA
1989
США
1280x1024
100
И напоследок. Знаете ли Вы, что начиная с Windows 98 можно подключать до 9 мониторов одновременно и разбить изображение на 9 частей. Один монитор будет ведущим (первичным), все остальные - ведомыми (вторичными). Первичный монитор будет отображать верхнюю левую часть изображения (рабочего стола, например). Интуитивно становится понятно, что остальное изображение будет разбито между вторичными мониторами. Поскольку слот AGP один на материнской плате, то Вам придется задействовать слоты шины PCI.
Ну что, пора заканчивать. Удачи Вам на виртуальных полях сражения! Пока.