Рынок CMS в Европе или впечатления с CeBIT 2008
Сергей Котырев
🕛 16.03.2008, 01:04
На днях мы с Сергеем Журавлевым вернулись с CeBIT - крупнейшей IT выставки в Европе, ежегодно проводимой в Ганновере. Впервые я побывал там шесть лет назад, в 2002 году. Тогда выставка меня сильно впечатлила. Настолько, что для автоматизации ответов на расспросы коллег я создал небольшой сайт, типа отчета о поездке (блоги тогда еще никто не использовал) - cebit.com.ru. Сейчас CeBIT поразил меня куда меньше, да и цель поездки была более прагматичной, но о ней я буду писать через полгода - год. А сейчас я хочу рассказать о том, какие CMS нынче активно продвигаются в Европе.
За несколько дней я постарался обойти всех коллег по цеху и познакомиться-пообщаться.
Этот текст не претендует на обзор - скорее, это путевая заметка. Все подробности о перечисленных системах вы можете узнать на их официальных сайтах, я просто их перечислю и классифицирую. Моя классификация CMS условна и не претендует на абсолютную достоверность.
"Мегамонстры"
"Мегамонстры" (не путать с "Монстрами-динозаврами") - это системы управления контентом масштаба большого предприятия. В привычном нам понимании CMS, эти системы относятся не к продуктам для создания сайтов, а стандартизированной средой для обмена информацией между службами компании. Причем средой, глубоко интегрированной в ее IT-инфраструктуру, обычно основанную на платформах и с другими приложениями того же поставщика (ОС, сервер приложений, CRM, система документооборота…).
На CeBIT к таким системам относятся прежде всего Sharepoint от Microsoft и WebSphere Portal от IBM.
Иногда такие системы управления контентом лежат в основе систем более высокого уровня: документооборот, электронный офис - например, решение ELO Digital Office.
Особенно рассказывать об этих системах я не буду, о них и так достаточно информации. Все знают их разработчиков, для которых эти системы - лишь элементы продуктовых линеек корпоративного софта их производителей, причем не главный. Примеры их внедрений нечасты, а бюджеты значительны или заоблачны. Страшно далеки они от народа и, по сути, существуют на другом, параллельном рынке.
Недо-коробки и полу-фреймворки
Это самый распространенный тип CMS, представленных на ЦеБИТе. Это такое состояние CMS, когда она уже достаточно крута, чтоб о ней говорить, как о важном конкурентном преимуществе, но продается только в составе услуги по внедрению самим разработчиком системы или (что реже) несколькими партнерами разработчика. В свое время UMI.CMS выступала в такой же роли в бизнесе ЮМИ Студии.
Такие системы характеризуются тем, что информацию о них получить трудно или невозможно, но стоят они неадекватно дорого. Часто непонятно, в чем конкретные преимущества конкретной системы, не говоря о возможностях. Но цена таких систем на порядок выше коробочных. Внедрений немного (десятки-сотни), но все серьезные, качественные и для известных компаний. В отличие от продавцов коробочных CMS, на прямой вопрос о стоимости их системы разработчики ответа не дают, закатывают глаза и что-то бубнят. Через четверть часа общения узнаешь, что бюджет проектов - от 50-100К Евро, из них 15-20% стоимость CMS, а остальное - внедрение и доработки. Этим объясняются шикарные стенды производителей таких систем.
На сайтах таких систем есть лишь описание, а демо-доступа нет, или его обещают вам открыть, если вы оставите визитку, пройдете длиннющую регистрацию, как, например, у системы ContentServ. Если будете паинькой - вам что-то покажут. ContentServ, кстати, вообще предлагает скачать и инсталлировать специальный exe-шник, который откроет их сейлзам доступ на ваш компьютер для пояснений во время демонстрации их системы. Иначе вы ничего не поймете.
Девелоперская документация обычно тоже скрыта от случайного взора либо просто отсутствует. Например, система RedDot имеет несколько партнеров, каждый из которых начинает сотрудничество с серьезного обучения у разработчика. Изнутри это серьезная система, к тому же с хорошим портфолио в несколько сотен приличных проектов. Очень долго общался с ее разработчиками и с партнером - студией Pinuts. Начальная стоимость сайта - от 50000 Евро, включая стоимость CMS от 15000 Евро. Система интегрируется с платформами SAP, Microsoft и IBM . Вообще, эти ребята впечатлили не только продуктом, но и качеством работы на выставке, личным обаянием. Обязательно будем дружить.
CMS Fiona от компании Infopark тоже очень похожа. Продается только в составе внедрения, бюджеты от 50 до 500 тысяч, часто CMS ставят в составе DMS (Document management system), написана на Ruby On Rails. Посмотрев систему на стенде, я так и не понял ее преимуществ. Но называют они ее "Leading CM Solution" и с 98 года имеют более 600 внедрений. Молодцы их продавцы.
Из этой категории систем также были представлены:
ContentServ
Flying Dog
Noxum
В целом, все эти системы мне напомнили аналогичные легендарные CMS от наших ведущих разработчиков, типа RBC Contents или CMS WebBuilder от Actis - системы на слух известные, но глазами никем никогда не виданные.
Коробки
Это CMS среднего ценового диапазона, полностью отчуждаемые и документированные. Имеют демо-сайты, иногда четкое позиционирование относительно конкурентов, и прочие признаки серьезного массового софта. Имеют партнерские сети разработчиков. Некоторые разработчики стоят прямо на стендах CMS. Стенды маленькие и скромные. В общем, как никуда и не уезжал.
Но, на дорогих выставках коробки уже появились, и их число будет расти - а это главное. Я верю, что на массовом рынке разработки сайтов за ними будущее.
Из достойных внимания на CeBIT:
iPaper - самая интересная коробочная CMS из виданных за последнее время. Интересна тем, что они не пытались создать продукт, подходящий для 95% всех сайтов, а нашли свою уникальную нишу - шикарные мультимедийные веб-брошюры и каталоги. Датское происхождение компании подразумевает стильный дизайн, система локализована на множество языков, работает в связке Flash+XML. Концепция системы яркая и непривычная, проект идет своим уникальным путем. За это им мой респект, а их лидеру Есперу Енсену пожелания успешного развития.
Komodo - австралийская система, в логотипе кенгуру. Теперь отправились покорять Европу. Пообщаться не удалось, так что будем изучать. Ценовая политика и отличия редакций у них странные, но кто их, антиподов, поймет.
Contents - симпатичная система, говорят, что годится даже для построения социалок. Пока только на немецком рынке. Пока сделан первый шаг к коробочной системе.
Open Source
Про них все и так знают. И мы в этом плане особенно ничем не отличаемся от остального мира.
На выставке очень активно продвигалась Open CMS - проводили презентации, раздавали подарки.
Очень приятно пообщался с немецким представителем ZOPE \ PLONE.
Удивили меня изданием двух толстенных гроссбухов - самоучителей и документации по системе.
Долго разговаривали о преимуществах и недостатках бизнес-модели OpenSource CMS против коммерческих коробок. Пришли к выводу, что если в культуре страны принято платить за интеллектуальный сервис так же легко, как за физический продукт, то консалтинговая модель их бизнеса вполне приемлема. Но для России это пока не бизнес.
Остальные
Кроме вышеперечисленных групп, были представлены еще совсем специфические CMS типа Pirobase - надстройки для SAP или Imperia - управляющей процессно-ориентированным контентом.
Еще были CMF-полуплатформы типа Sirius CMS или FirstSpirit.
Наконец, были откровенные недоразумения типа Литовского продукта AivaWEB.
Выводы
Мы издавна любим смотреть на просвещенную Европу, дабы узнать, куда мы развиваемся и на сколько лет отстаем. Так вот,
Важнейший вывод в данном случае в том, что ситуация на европейском рынке CMS принципиально ничем не отличается от нашей, то есть мы не отстаем настолько заметно, чтобы огорчаться - в некоторых деталях мы их и даже перегнали ;)
Все похоже - у нас наблюдаются все те же глобальные мегамонстры с единичными внедрениями, наши самые крупные студии-разработчики сайтов тоже внедряют только собственные "внутренние" CMS за большие деньги, а средние и мелкие разработчики переходят на коробки или open-source, которые бурно развиваются.
Да, безусловно, процент деловых сайтов с CMS у них побольше, культура сайтостроения и сайтовладения выше значительно, рекламные материалы и стенды покрасивее, бюджеты посерьезнее. Да и сам рынок в разы больше. Но в целом, относительное соотношение категорий игроков, направление развития CMS, используемые технологии и методы продвижения несильно отличаются от нашего рынка, только в другом масштабе. Большинство систем - внутренние, продаются в составе сайтов и немногие из них сделают шаг в сторону коробки (огромный, кстати, шаг). Сами по себе европейские продукты заметно не превосходят наших лучших представителей по совокупному набору качеств, хотя не имеют некоторых наших детских болезней.
Практически половина европейских систем использует связку XML + XSLT, более того, многие продвигают это как одно из своих основных преимуществ. У нас на родине так исторически сложилось, что XSLT не имеет такого широкого распространения, как во всем мире. Эта ситуация доводится до абсурда некоторыми деятелями рынка CMS, проповедующими неэффективность XSLT в CMS, вопреки мировым тенденциям и здравому смыслу. Мы проповедуем и будем далее проповедовать преимущества XSLT и рады, что весь мир думает так же.
Платформы разработки CMS в Европе отличаются гораздо бОльшим разнообразием, чем у нас. На Руси 80% всех известных CMS написаны на PHP4. А тут тебе и ColdFusion, и Java, и .Net, и Python, и Perl, и ROR, и даже Flash. PHP не является основным языком разработки, хотя и популярен, и если используется, то в пятой версии. И еще, кстати, приятно, что все CMS, стремящиеся к экспансии, используют UTF-8. В этом контексте я искренне радуюсь за себя и за прозорливость наших разработчиков ;)
Не буду агитировать за такое разнообразие платформ, но оно дает больше разнообразия конкурентных преимуществ, стимулирует развитие рынка труда и вообще для многих задач полезнее и эффективнее. Как и в случае с XSLT наблюдается некоторая зашоренность наших разработчиков в плане технологического кругозора.
По-настоящему универсальной, идеальной или однозначно лучшей CMS на рынке нет, и вряд ли когда появится. Наоборот - большинство продуктов от универсальности движутся в сторону собственных ниш и уникальных качеств. Попыток навязать "отраслевой стандарт" на рынке никто не предпринимает. Европейцы вообще умные люди и не любят монополий во всех их проявлениях - вспомним хотя бы штрафные санкции Еврокомиссии к Microsoft.