Правильнее сказать, отлив капитала является логическим следствием ряда убыточных лет, когда и на будущее нет никаких надежд на то, что предприятие вновь сможет приносить прибыль. Тенденция к уравниванию нормы прибыли проявляется в том, что вновь инвестируемый капитал мало-помалу в различных пропорциях распределяется между отраслями в соответствии с величиной нормы прибыли.
Это относится как к домонополистическому, так и к монополистическому капитализму. Но в то время, как при капитализме свободной конкуренции прилив добавочного капитала происходил свободно, в монополистическом капитализме он наталкивается на новые трудности. Уже существующие в данной отрасли монополии могут, конечно, беспрепятственно расширять свои предприятия за счет добавочного капитала, если увеличение производства представляется возможным без ущерба для монопольных цен и поэтому повышает общие размеры прибыли. Но вложения капитала другими фирмами в отрасли, где господствует одна монополия или несколько монополий, объединившихся в картели и тресты, наталкиваются на большие препятствия. Различными путями монополии затрудняют создание нового конкурирующего предприятия, что нанесло бы ущерб монопольйым ценам. Эти средства известны читателям из произведений Ленина об империализме и из практики сегодняшнего дня. Поэтому мы очень кратко остановимся на этом вопросе.
Первым препятствием для создания нового предприятия в отраслях, где господствуют монополии, является величина капитала, необходимая для строительства современного предприятия. Такие суммы трудно собрать без помощи крупных банков. При тесных связях между крупными банками и монополиями господствующая финансовая олигархия обычно отказывает в этой помощи. Появление новых компаний в отраслях производства, где господствуют монополии, не считая их собственных предприятий, возможно лишь в виде вторжения других монополий в эту отрасль, в форме борьбы между монополиями.