В США этот рост между 1939—1944 годами составил около 20 процентов, в других странах несколько меньше. Выработка на одного рабочего возрастала за время войны не всегда пропорционально росту производительности труда; в некоторых странах она даже снижалась вследствие недостаточного питания, плохого сырья, политического саботажа со стороны рабочих. Однако в длительном аспекте — после преодоления означенных противодействующих факторов — имевшее место за время войны повышение производительности труда всё же приведёт к росту выработки. Это значит, что для изготовления одного и того же товара при одинаковом его качестве будет требоваться меньше общественного рабочего времени, чем до войны. Поэтому при прочих равных условиях стоимость рабочей силы будет ниже, поскольку снизилась стоимость товаров, входящих в состав необходимого потребления рабочих. Следовательно, если теоретически считать, что рабочая сила продаётся по её стоимости, V будет падать, а ш соответственно возрастать. Потребительная способность общества непосредственно этим не затрагивается; но так как из увеличенной прибавочной стоимости по меньшей мере соответственно увеличенная часть идёт на накопление, в то время как V, т. е. сумма заработной платы рабочих, полностью расходуется на товары подразделения II2, то это изменение
означает сжатие рынка в отношении предметов потребления и тем самым в конечном счёте и в отношении средств производства.
Совершавшиеся во время войны технический прогресс и быстрая концентрация производства были связаны, как мы уже упоминали выше, с сильным повышением органического состава капитала. Это означает, что значительно усилится тенденция падения нормы прибыли — тенденция, неразрывно связанная с развитием капитализма.
Отдельные капиталистические предприятия будут реагировать на это совершенно различным образом.