В первое время, пока восстановление опустошённых за время войны районов будет «дополнительно» расширять рынок, острота проблемы рынка будет несколько смягчена. Однако это будет временное явление; оно не будет иметь большого значения ещё и потому, что спрос на товары для восстановления не является — как мы показали выше—в полном смысле слова платёжеспособным спросом.
Теперь мы попытаемся проанализировать факторы, которые будут оказывать конкретное влияние на проблему рынка в ходе дальнейшего развития.
В течение нескольких лет после окончания войны покупательная способность будет почти во всех странах повышенной благодаря так называемой «отсроченной» за время войны покупательной способности (в форме банковых депозитов, вкладов в сберегательных кассах и т. д.). Во многих странах эта «дополнительная» покупательная способность будет сведена на нет инфляцией.
Те страны, которые не являлись театром военных действий и которым не было причинено больших разрушений воздушными бомбардировками (США, Канада, Австралия и частично
также Англия), выходят из войны с сильно возросшим основным капиталом. В частности в США имеется очень много лишних заводов, сотни тысяч лишних станков. Поэтому покупательная способность рынка в отношении товаров подразделения I будет в этих странах меньше, чем это следовало бы ожидать в соответствии с развитием их производительных сил.
«Американцы, — как пишет М. Perkins, — могут купить после войны больше чем 90% продукции всей страны, но они вряд ли могут купить больше половины продукции тяжёлой промышленности. Мы должны продать большое количество адашин, станков и транспортных средств за границу, если мы хотим избежать массового закрытия заводов у нас».
Производительность труда значительно возросла за время войны © результате прогресса в области техники и организации производства.