Но при возросшем сопротивлении колониальных народов восстановить открыто в прежнем виде старые формы колониального владычества довоенного времени вряд ли удастся.
Колониальным державам приходится идти на разные компромиссы, дать «статут доминионов» и даже «независимость» отдельным колониальным народам. Но формальная политическая «независимость», конечно, не всегда означает фактическую независимость.
Примером может служить Трансиордания. В начале 1946 года Англия признала эту свою «подмандатную» страну независимой. Но одновременно Трансиордания заключила «союз» с Англией на 25 лет. Обе страны обязаны консультироваться по всем интересующим их внешнеполитическим вопросам, помогать друг другу в случае войны и т. д. На бумаге полное равноправие. Но для защиты Трансиордании в стране остаётся английская армия; Англия даёт деньги и офицеров для создания трансиорданской армии. «Независимая» Трансиордания по существу будет военным плацдармом Англии на Ближнем Востоке.
Конечно, английской политике не везде удаётся так удачно маневрировать, как в маленькой Трансиордании с её полумиллионным населением. В отношении крупных колоний, особенно Индии, английская буржуазия вынуждена будет итти на крупные уступки, вплоть до статута доминиона.
В США сильно критиковали договор между Англией и Трансиорданией — например, выступление сенатора Пеппера 5 апреля 1946 года в сенате. Однако отношения между США и независимыми Филиппинами мало отличаются от отношений Англии и Трансиордании. Президент Трумэн заявил 4 мая 1946 года, что закон о торговле Филиппин предусматривает проведение путём «исполнительного соглашения» (соглашение, заключаемое президентом и не требующее утверждения сената) плана предпочтительных торговых отношений с Филиппинами на ближайшие 28 лет.
Но далее он заявил: «Мы накануне того, чтобы предоставить политическую независимость этому народу».
При «независимости» Филиппин они будут и дальше находиться под экономической властью США.
Однакй военные расходы в капиталистических странах покрывались не этим способом. Только часть расходов государства покрывалась налогами.
Дефицит бюджета, покрываемый займами и печатанием банковых билетов в 1944 бюджетном году, составил (в некоторых случаях в 1943/44 или 1944/45 году):
Аналогичное положение существует и в других странах, действительно, а не формально участвовавших в войне .
Дефицит покрывался преимущественно займами, в меньшей мере — эмиссией банковых билетов.