Vaporum: путешествие по подземельям в стиле стимпанк
С лёгкой руки Legend of Grimrock старинный жанр dungeon crawl – ответвление RPG, ..., С лёгкой руки Legend of Grimrock старинный жанр dungeon crawl – ответвление RPG, посвящённое теме
С лёгкой руки Legend of Grimrock старинный жанр dungeon crawl – ответвление RPG, посвящённое теме пошагового исследования тёмных подземелий, – обрёл за последние несколько лет вторую жизнь и немалую популярность. После Legend of Grimrock 2, где нас выпустили погулять на свежий воздух, последовали и эксперименты от других авторов, более-менее успешно развивающих идеи финнов. И если StarCrawlers перенесла действие из привычной фэнтези-вселенной в космос и в антураж научной фантастики, то Vaporum заняла нишу не менее стильного стимпанка – заодно приятно удивив и некоторыми другими новшествами. Сюжет в кои-то веки перестал быть прикрученным исключительно «для галочки», местные головоломки способны заставить почесать в затылке и заядлого любителя квестов, а мрачноватые комнаты и коридоры хрестоматийной многоэтажной башни язык не повернётся назвать однообразными.
Vaporum Жанр dungeon crawl
Платформа Windows
Разработчик Fatbot Games
Издатель Fatbot Games
Сайт, Steam, GOG
Компания из Братиславы Fatbot Games насчитывает в своём составе четверых ветеранов индустрии, хотя Vaporum является её дебютным проектом. Авторы заявляют, что вдохновлялись не только обеими частями Legend of Grimrock, но и такими ранними образцами жанра, как серии Dungeon Master или Eye of the Beholder. Тем не менее, первое же отличие словацкого dungeon crawl от классики, которое сразу бросается в глаза, – один-единственный герой вместо привычной четвёрки (или хотя бы пары) персонажей: решение не только интересное, но и вполне обоснованное уже той важной ролью, которую играет в местном геймплее сюжетная составляющая (в то время как в тех же работах Almost Human она присутствовала разве что для вида). Зачин, правда, самобытностью совсем не отличается: наш безымянный (для начала) протагонист терпит кораблекрушение у маленького островка где-то посреди океана и, понятное дело, теряет память. Однако огромная башня из металла, возвышающаяся на этом мизерном клочке суши, кажется ему подозрительно знакомой, – да и не остаётся ничего другого, кроме как войти внутрь и – шаг за шагом, блуждая по строго расчерченным на клетки этажам, в классической перспективе от первого лица и часто в полутьме, – попытаться разобраться во всём происходящем. Как можно догадаться, сюжет на этом далеко не заканчивается: высотное здание в традиционном для стимпанка стиле ар-деко (известном далёким от высокого искусства игрокам скорее по боевику BioShock) оказывается секретной лабораторией, где целый коллектив почти что бесследно исчезнувших учёных занимался исследованием некой синеватой субстанции под названием фьюмиум; постепенно раскрывается перед нами и история самого героя, включая смысл его появления в этом покинутом разумными существами месте. Любопытно, что подаётся это всё при помощи разбросанных по этажам рукописных заметок и дневниковых звукозаписей – прямо как в «симуляторах ходьбы» вроде Gone Home или недавнего Empathy: Path of Whispers. Впрочем, за исключением содержащихся в некоторых из 88-ми местных документов подсказок к ряду кодовых замков, вся остальная информация к размышлению остаётся исключительно опциональной для ознакомления, так что нелюбители текстов и глубокого погружения в сюжет могут особо не беспокоиться. Всем же прочим можно только порадоваться наличию пусть и не самой оригинальной, но вполне проработанной сюжетной линии.
title="Vaporum: путешествие по подземельям в стиле стимпанк" --> Ролевая система в отсутствие возможности определить и разнообразить состав своей «партии приключенцев» также реализована в Vaporum по-своему примечательным образом: сразу же после входа в башню нам нужно будет выбрать для своего единственного героя силовой доспех – экзоскелет, три доступных разновидности которого и заменяют собой более привычные по другим представителям жанра «классы». Собственно, такие здешние варианты брони, как «боевая», «тяжёлая» и «чудесная» («Thauma»), как раз и намекают на ролевые модели воина, танка и мага, – разумеется, вместо волшебных заклинаний к нашим услугам будут различные гаджеты, хотя требуемая для их активации энергия практически аналогична традиционной мане. Первичный выбор необратим, однако и пользоваться хитроумными техническими устройствами, и носить доспехи, и, конечно же, умело владеть традиционным оружием придётся персонажу с любым экзоскелетом. Зато этот последний представляет собой целый игровой интерфейс – от автокарты (если только при начале игры вы не выбрали режим «Old School») и инвентаря до привычной системы навыков. Развитие персонажа тождественно здесь усовершенствованию своего костюма при помощи дополнительных электросхем: развивать можно навыки владения различного рода оружием, умение использовать гаджеты, блокировать атаку щитами и т.д.; под применяемые технические устройства отводятся две, три или четыре (в зависимости от уровня и специализации) ячейки быстрого доступа, тогда как самих гаджетов нам попадётся никак не менее десятка: выбирать есть из чего. Разумеется, хватает в подземельях и более обычных компонентов снаряжения, от основной брони до шлемов и сапог, – ничто не мешает надеть даже и те доспехи, что по идее заточены под экзоскелет другого типа (хотя добавляемые ими характеристики принесут в этом случае куда меньше пользы). Предметов, обнаружить которые можно исключительно вскрывая сундуки и шкафчики (поскольку из поверженных монстров могут выпадать разве что запасы патронов), здесь очень даже много, а захламлять ими свой весьма ограниченный по объёму инвентарь смысла мало: никаких торговцев в башне нет и не предвидится. Так что берите с собой лишь самое подходящее снаряжение – и по мере прохождения будьте готовы периодически расставаться с любимой экипировкой, заменяя её на более совершенную.