Это имело место прежде всего в США, где потребительский кредит вырос с 5,7 млрд. в конце 1945 г. до 45,3 млрд. долл. в ноябре 1957 г. Рост потребительского кредита, хотя и в меньшей степени, наблюдался также в Англии и ряде других индустриальных стран капитализма.
Эти три фактора: исключительно большой объем обновления и расширения основного капитала (а в странах, являвшихся театром военных действий, также восстановление разрушенных заводов, жилых зданий и пр.), создание больших товарных запасов в производстве и в торговле, продажа за счет будущих доходов общества — определили длительность послевоенного цикла.
Возникает вопрос: почему кризис перепроизводства 1957—1958 гг., заключивший первый послевоенный цикл, не распространился на такие высокоразвитые страны, как Франция, ФРГ, Италия и Япония?
В этой связи мы хотели бы затронуть вопрос о том, какими путями кризис, начавшись в одной или в ряде стран, распространяется на другие индустриальные страны. Главные пути следующие.
Страны, в которых кризис начался, стараются облегчить свое положение за счет других стран путем расширения экспорта 1 и сокращения импорта.
Наличие кризиса в той или иной стране подрывает доверие капиталистов и уменьшает новые капиталовложения.
Падение курсов акций вследствие кризиса отражается на биржах всех капиталистических стран.
В случае кредитно-денежного кризиса изъятие краткосрочного ссудного капитала из других стран может вызвать в них денежно-кредитный кризис.
Окольный путь. В ряде стран кризис может вызвать сильное падение цен на сырье, резко уменьшить способность монокультурных стран к импорту промышленных товаров.
Влияние этих факторов различно в зависимости от конкретных условий в каждой отдельной стране.