В то же время в решающих высокоразвитых капиталистических странах развитие шло очень неравномерно, в зависимости от того, в какой степени их экономика была деформирована в итоге войны, а в особенности в каком положении находился их производственный аппарат. Страны, не истощенные войной и не являвшиеся театром войны, после преодоления трудностей перехода от военного хозяйства к мирному, начали увеличивать производство; странам же, являвшимся театром войны и вышедшим из войны с значительными разрушениями и нарушениями производственного аппарата, понадобилось несколько лет, прежде чем производство у них начало возрастать.
Ниже мы приводим данные о промышленном производстве в решающих капиталистических странах, расположенные в порядке уровня производства в 1947 г.
Эта таблица показывает, что:
а) Побежденные в войне страны, которые начали послевоенное производство на очень низком уровне, увеличивали свое производство в течение послевоенного периода без кризисного падения; кризис 1958 г. только незначительно снизил темп роста.
б) Уровень промышленного производства в этих странах был в 1962 г. примерно в 3 раза выше, чем в 1937 г.,— рост больший, чем в США или Англии. На причинах этого явления мы остановимся ниже.
в) В США в отличие от этих стран мы видим ряд не очень глубоких кризисов. В последние восемь лет рост производства в США и Англии очень низок.
Между марксистами имеются расхождения в интерпретации этих фактов. Есть товарищи, которые утверждают, что цикл, начавшийся после кризиса 1937—1938 гг., продолжался во время второй мировой войны и закончился регулярным кризисом перепроизводства в 1946 г.
Мы считаем такую точку зрения неправильной. Вторая мировая война, как всякая большая война, прервала нормальный ход цикла, вызвав громадный чрезвычайный спрос на военные материалы при сокращении производства для мирных целей, создав продолжавшийся несколько лет перевес платежеспособного спроса над предложением товаров.