18 лет назад мы писали: «Неизменным остается тот страшный факт, что за последнюю четверть века единственным периодом, когда ищущие работу в буржуазных странах действительно находили ее, был период мировой войны. Только когда миллионы людей убивали друг друга, а другие миллионы изготовляли для этого орудия убийства, капиталистическое общество было в состоянии дать всем рабочим работу».
С того времени произошло все больше обостряется. Выражением этого противоречия являются все большая узость рынка, т. е. относительная недостаточность его объема, растущая недогрузка производственных мощностей, хроническая массовая безработица, отсутствие стабилизации и общая неустойчивость капитализма.
Действие основной тенденции к замедлению роста производства в капиталистическом мире в прошлом сдерживалось одновременным процессом расширения капиталистического рынка в результате развития капиталистических отношений в слаборазвитых странах. Такое расширение рынка и сейчас происходит в Азии, Африке, Латинской Америке. Но значимость этого процесса уменьшается вследствие того, что все большее число стран, освободившихся от господства империализма, вступает на социалистический путь развития.
Основная тенденция к замедлению роста производства в капиталистическом мире неизбежно победит. Этому не могут воспрепятствовать ни «планы», разработанные Кеннеди, ни отдельные скачки производства в тех или иных странах, ни «общий рынок» и интеграция в Западной Европе.
Подведем итог: И. В. Сталин был неправ, предсказывая сжатие капиталистического рынка. Этого нет и не будет, разумеется, за исключением периодов кризиса перепроизводства.
Сталин смешал два различных понятия — абсолютный объем капиталистического рынка и относительную узость его.