Имеют место факты, когда покупки-продажи одних и тех же биржевых товаров производятся в спекулятивных целях по нескольку раз. Такие сделки по существу чисто фиктивные: продавец фактически товара не имеет, покупатель и не имеет в виду приобрести его. Речь идет лишь о том, чтобы предугадать будущие цены.
Чтобы получить представление о величине этих фиктивных покупок-продаж, укажем, что, например, в 1959 г. вся сумма продаж только на биржах США составила 54 млрд. долл.1 Кроме того, банки продают клиентам немало ценных бумаг помимо биржи. Сумма всех продаж фермерских товаров в США в том же году была примерно наполовину меньше — 30,6 млрд. долл.1 Сумма продаж 500 крупнейших промышленных предприятий составляла в том же году 197 млрд. долл.
Если мы учтем спекулятивные покупки-продажи на товарных биржах, сделки по продаже земли и городских участков и т. п., то получится сумма порядка 100 млрд. долл. в год, а вероятно, и больше.
Кроме того, большая часть товаров по пути от производителя к потребителю продается по нескольку раз.
Все это показывает, что нельзя определять объем капиталистического рынка как простую сумму всех покупок- продаж. Это дало бы объем рынка, в 2—3 раза превосходящий сумму цен всех произведенных товаров, и сделало бы непонятными трудности реализации, которые, как правило, составляют главную заботу капиталистов.
Нам кажется, что сравнительно лучше определять емкость капиталистического рынка как сумму первичных продаж товаров и услуг, т. е. продаж фермеров, промышленников, ремесленников и расходы на грузовой транспорт и строительство. Для нескольких стран такие данные можно найти.
Таким образом, связь между объемом производства и объемом рынка диалектическая: рост производства расширяет до известного предела объем рынка; ограниченный объем рынка ставит предел росту производства.