С другой стороны, узость внутреннего рынка усиливала стремление вывезти за границу возможно больше. Экспорт поддерживался государством с помощью премий, субсидий, налоговых льгот. Картели практиковали демпинговый экспорт, вынуждавший прочие страны воздвигать новые препоны для импорта. Таким образом, несмотря на стремление увеличить экспорт, в период между двумя мировыми войнами в большинстве стран внешнеторговая квота, т. е. стоимость экспорта по сравнению с общей стоимостью продукции, проявляла тенденцию к падению.
Раздробление мирового рынка во время второй мировой войны повлекло за собой в период войны скачкообразное усиление тенденции к сокращению международного экономического разделения труда. Хозяйство каждой страны пыталось приспособиться к новой ситуации. Это приспособление шло по следующим двум важнейшим линиям:
а) Вместо ранее импортировавшегося сырья и продовольствия поощрялось производство их внутри страны или в странах, доступных в политическом и транспортном отношении; взамен природного сырья применялось искусственное; вместо отсутствующих видов сырья использовались другие виды сырья и утиль, пригодные для той же технической цели.
б) В странах, где сбыт экспортных товаров оказался невозможным или сильно урезанным из-за раздробления мирового рынка, в особенности в заокеанских странах с монокультурой, вместо этих товаров производилось больше товаров для внутренних потребностей, а для экспортировавшихся ранее товаров изыскивались возможности целесообразного использования их внутри страны.
Сужение сферы международного разделения труда, приспособляясь к дроблению мирового рынка, приобретало в конкретных условиях той или иной страны самые разнообразные формы. Попытаемся наметить важнейшие моменты в отдельных отраслях производства.
В сфере производства продуктов питания происходило приблизительно следующее. Страны Западной Европы, снабжение которых отчасти, в Англии особенно, зависело от импорта продовольствия преимущественно из заокеанских стран попытались поднять собственное производство предметов питания, что удалось, однако, только в Англии.