Особенно страдало население восточных стран: Польши, Югославии, Греции, а впоследствии также население бывших союзников Германии: Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии. Все эти факты в достаточной мере известны читателям из газет, и мы здесь не будем повторять этого. Каких-либо сводных статистических данных о продовольственном положении в оккупированных странах востока мы не знаем.
«Monthly Bulletin of Statistics, League of Nations» за июнь 1944 года приводит расчёты содержавшихся в опускавшемся по карточкам продовольствии питательных веществ: белков, жиров и углеводов, а также общего количества калорий по отдельным странам. Это, разумеется, не даёт действительной картины продовольственного положения, поскольку остаётся неизвестным:
а) Выдавались ли в действительности причитающиеся населению по карточкам продукты.
б) В какой мере население имело возможность прибегать к покупкам на вольном или чёрном рынке.
Поэтому приводимые расчёты представляют известный интерес разве только в смысле фиксации изменений в питании во время войны. Оккупированных восточных стран исследование Лиги наций не охватывает.
Итак, приводим цифры Бюллетеня:
Итак, мы видим: в Германии рацион «нормального потребителя» уже в середине 1944 года содержал примерно только половину того количества питательных веществ, которое медицинская наука считает необходимым для здоровья человека. А так как в Германии на чёрном рынке можно было доставать лишь очень небольшое количество продуктов, да и стоили они очень дорого, то надо полагать, что уже в середине 1944 года питание трудящихся было там определённо недостаточным. Французы получали значительно меньше, чем немцы (жиров — вдвое меньше). Можно себе представить, как велико было при оккупантах недоедание в Польше, Югославии, Греции!
В Японии и завоёванных ею странах гражданское потребление также было сильно ограничено во время войны, несмотря на то, что в распоряжении Японии имелись вывозившиеся ранее в другие страны излишки риса Индо-Китая, Таи и Бирмы.