Игнорирование объективного характера экономических категорий облегчало итальянским ревизионистам произвольное толкование проблем капитализма, помогало превратить свои «теории» в средство оправдания ультралевого политического курса.
Антинаучную трактовку предмета политической экономии капитализма ревизионисты стремятся подкрепить извращенным толкованием Марксовой концепции отчуждения. Поскольку у Лефевра, Шика, Россаиды, Гароди категория отчуждения играет главенствующую роль в политэкономическом анализе капитализма, а их единомышленник австрийский ревизионист Э. Фишер даже провозглашает ее «поистине центральной проблемой марксизма», естественно поставить вопрос: что именно понимают ревизионисты под отчуждением, как трактуют позицию К. Маркса по данной проблеме?
Известно, что формирование взглядов К. Маркса на отчуждение происходило постепенно. Впервые этот вопрос рассматривался в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Здесь категория отчуждения анализируется с трех точек зрения:
I. «Отчуждение труда», т. е. превращение деятельности в овеществленный результат и утрата продукта труда его создателем.
II. «Отчуждение деятельности». В процессе производства работник относится к трудовому процессу как к чему-то чуждому, ему не принадлежащему.
III. Отчуждение продукта труда и деятельности в свою очередь «отчуждает от человека род». Индивид теряет человеческие качества и обезличивается.
Такая постановка отражала, естественно, лишь первый подход к проблеме и содержала ряд ограничений, унаследованных от Гегеля и Фейербаха. Для точки зрения, изложенной К. Марксом в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», пишет советский философ Ю. Н. Давыдов, «еще характерно стремление вывести все противоречия капиталистического общества не из отношения (прежде всего производственного) людей друг к другу, а из отношения индивидуального рабочего к своему труду, которое и фиксировалось как отчуждение».