В условиях господства частной собственности на средства производства правительство вообще не может руководить развитием народного хозяйства. Там нет условий для действия закона планомерного, пропорционального развития. Напротив, там действует закон конкуренции и анархии производства, создающий предпосылки для экономических кризисов.
В буржуазной литературе в качестве аргумента о возможности предупреждения экономических кризисов широко распространена ссылка на возросшую экономическую роль буржуазного государства. Но как ни выросла экономическая роль буржуазного государства и, в частности, как ни возрос предъявляемый им спрос, оно всё же не может занять решающих позиций в капиталистической экономике. Так, в США, по данным американского экономиста С. Фабриканта, автора книги «Тенденции правительственной деятельности с 1900 г.», доля государства в общей сумме капиталов возросла с 7% в 1902 г. до 20,6% в 1946 г. Для буржуазного государства это, конечно, очень высокий удельный вес, но он всё же совершенно недостаточен, чтобы иметь возможность предупреждать экономические кризисы и ликвидировать капиталистический цикл.
При рассмотрении правительственного спроса нельзя упускать из виду, что государственные расходы капиталистических стран в своей преобладающей части имеют не
производительный характер. В эпоху империализма и общего кризиса капитализма наиболее предпочитаемой формой государственных затрат являются военные расходы. В силу непроизводительного характера военных затрат их возмещение становится возможным только за счёт государственного бюджета, т. е. в конечном счёте на средства, получаемые от налогоплательщиков.