Роль самих заправил монополистических компаний сводится к стрижке купонов, обделыванию своих финансовых махинаций, расстановке угодных им лиц в управлении корпорацией и т. д. Их власть и влияние основываются на собственности на капитал, на эксплуатации чужого труда. Как правило, делом управления руководит выделенный главный управляющий (General Manager) или генеральный директор предприятия.
Директора, президенты и вице-президенты, члены правлений и наблюдательных советов в свою очередь используют свои посты для всякого рода биржевых и иных спекуляций, для своего обогащения.
Это ограбление рядовых акционеров членами правлений и директорами и использование подчинённых им и зависящих от них управляющих для обеспечения колоссальных прибылей принимают с развитием монополистического капитализма всё более обширные размеры.
Маркс показал в «Капитале», что выделение функции надзора и управления, осуществляемой специальными лицами, имеет место уже с возникновением капиталистического способа производства. Для этого необходимо, чтобы предприятие стало достаточно крупным. Предприниматель-капиталист, вкладывающий капитал в производство, поручает специальному лицу или лицам осуществлять надзор и управление, обеспечить наиболее гладкий ход производства, максимальное выжимание прибавочной стоимости из рабочих. Больше того, Маркс показал, что труд надзора и руководства существует и в других, докапиталистических обществах — всюду, где процесс производства объединяет большую массу людей. Он не является, таким образом, даже особенностью капиталистического производства. Такого рода труд надзора и руководства существовал и в крупных рабовладельческих латифундиях. Специальные управляющие и приказчики существовали и в крупных феодальных имениях во Франции, в Германии и других странах.