Во всех этих случаях монополии под прикрытием системы «рабочих акций» всякого рода махинациями снижают в течение ряда лет зарплату рабочим и служащим, вычитывая у них часть заработной платы. Это очень выгодный для капиталистов бизнес.
Вот пример системы «рабочих акций», введённой Фордом и «Дженерал моторе». Эти две монополии предложили, чтобы часть рабочих и служащих с более чем годичным стажем работы вложила 12% своей зарплаты в ценные бумаги — половину в государственные облигации и половину в акции. При этом обе монополии объявили, что согласны продавать акции рабочим и служащим «за полцены». Характерно, что этот план «сотрудничества в интересах процветания» был отвергнут лидерами профсоюза автомобильных рабочих как у Форда, так и в «Дженерал моторе». Даже реформистские лидеры профсоюза автомобильных рабочих характеризовали этот план как «нечестный», «мошеннический» и «несправедливый», потребовав в то же время введения гарантированной почасовой оплаты 2. Система «рабочих акций» была проведена поэтому лишь между служащими.
Какое большое значение придают некоторые американские монополии расколу рабочих на предприятиях путём применения системы «рабочих акций», видно из следующих данных. До 1950 г. из 1200 крупных корпораций, внесённых в списки нью-йоркской фондовой биржи, применяло ту или иную систему принуждения части рабочих и служащих к покупке «рабочих акций» лишь 16 корпораций. Теперь численность таких корпораций возросла почти до 100. Среди них такие крупнейшие монополии, как «Дженерал электрик», «Дженерал
моторе», «Интернейшнл харвестер» (крупнейшая монополия по производству сельхозмашин) и др.