Информационные технологииStfw.Ru 🔍

Выбор видеокамеры - забудьте все, о чем вы читали раньше

Сергей Блохнин
🕛 25.09.2006, 10:42
Мы публикуем новый вариант статьи о выборе видеокамеры, собранный из фрагментов наших статей в различных российских журналах в конце 2005 - первой половине 2006 года. Старый вариант статьи сохранен для истории и историков здесь. Уже сейчас довольно забавно сравнивать что было и что есть.

В красных прямоугольниках мы поместили то, что в журнальных вариантах называется врезкой.

Заголовок статьи совсем не случаен. Сейчас все смешалось в устоявшихся десятилетиями представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо применительно к видеокамерам. Еще года три тому назад наличие у видеокамеры 3 CCD (ПЗС), например, автоматически означало качество съемки высокого уровня и цену камеры за $1200. Сейчас можно купить видеокамеру с 3 CCD в два раза дешевле и с соответствующим стоимости качеством съемки. Поэтому в этой статье мы попытаемся рассказать о старом с точки зрения нового.
А что собственно это такое, цифровая видеокамера?

Цифровой видеокамера, в отличие от фотоаппарата называется так в первую очередь по способу записи данных на носитель, в основном магнитную ленту. Первые цифровые видеокамеры практически ничем не отличались от аналоговых - просто видео сжималось в DV формат и записывалось на ленту уже в цифровом виде, вся камерная часть использовалась обычная аналоговая. Это позволило убить сразу стаю зайцев, поскольку запись в цифре на ленту исключала шумы ленты, цифровой формат позволял избавиться от сложных и дорогих плат аналогового захвата видео. Сам по себе формат DV был рассчитан на низкую квалификацию пользователя и не требовал от него каких-либо особых знаний о формате, скорости потока и т.п.

Со временем цифровые видеокамеры обрастали различными вариантами форматов носителей, сжатия видео, разрешений кадра и сейчас они существенно отличаются от старых аналоговых камер. Пожалуй, только оптика не претерпела существенных изменений.


Формат

Как-то так повелось исторически, что формат видеокамеры определялся в первую очередь носителем снимаемого камерой видео. И в самом деле, неискушенному потребителю проще понять разницу в форматах если и носители видео у разных форматов разные. Эпоха цифровых видеокамер для любителей началась с двух форматов - miniDV и Digital 8. Сейчас форматов стало значительно больше и мы немного подробнее остановимся на каждом из них.

Digital 8

Собственный формат фирмы Sony, в итоге так и не поддержанный другими производителями (кроме Hitachi, которая быстро перестала их выпускать). Камеры этого формата записывали видео на обычные кассеты Hi8, поэтому в 1999 году, когда эти камеры появились на рынке, они представляли собой хорошую альтернативу довольно дорогим в то время miniDV камерам. Кроме этого, часть тогдашних моделей видеокамер Digital 8 умели сразу перегонять в цифру старые Hi8 аналоговые записи - достаточно было просто вставить Hi8 кассету в камеру Digital 8 и с DV выхода можно было сбрасывать на компьютер оцифрованное видео.
Но время шло, miniDV камеры стремительно дешевели и ценовое преимущество камер Digital 8 сошло на нет. Кроме этого, большинство современных цифровых видеокамер умеют работать оцифровщиками аналога, поэтому и для перевода аналога в цифру уже давно можно использовать miniDV камеру. Тем самым сейчас нет никакого смысла в приобретении камеры Digital 8, поскольку кроме иного типа кассет они ничем не примечательны и к тому же имеют вес и габариты существенно большие по сравнению с аналогичными по качеству съемки камерами miniDV формата.
MiniDV

Самый массовый и популярный формат цифровых видеокамер, получил свое название от "родителей", профессиональных камер DV формата. Профессиональные DV камеры использовали DV кассету (ее размер 125х78х14,6 мм), поэтому уменьшенный вариант такой кассеты и дал название наиболее успешному формату любительских видеокамер - miniDV. Размер miniDV кассеты всего в половину спичечного коробка (65х47х12 мм). Формат miniDV кассеты оказался на редкость удачным, поэтому они используются сейчас и в ряде камер HDV формата, о которых речь пойдет ниже. Кассета miniDV допускает запись потока видео со скоростью до 25 Мбит/сек и в пересчете на понятные цифры может хранить час видео или, другими словами, 12 ГБайт.

MiniDV камеры наиболее удобны и с точки зрения последующего монтажа видео на компьютере. DV формат, в котором сохраняется видео, не требует мощного компьютера как для любительского редактирования, так и для просмотра видео. Поскольку в DV формате используется покадровое сжатие, то и редактирование видео возможно в нем с точностью до кадра без каких-либо проблем.
Конечно, писать видео на кассету это просто анахронизм и вчерашний день, скажут поклонники, точнее фанаты, высоких технологий. Но 12 гигабайт за $3 пока "перебить" не может никакое другое детище нашего прогрессивного человечества. Нет сомнения, что когда-нибудь перебьет, но пока это время не настало.

Модели видеокамер miniDV формата начинаются с самых простых от $350 и заканчиваются полупрофессиональными камерами за $3000. Камеры miniDV сейчас и в ближайшие несколько лет останутся наиболее предпочтительными для приобретения, для тех, кто несмотря ни на что, хочет монтировать свое видео. В качестве же первой в жизни видеокамера miniDV формата просто настоятельно рекомендуется.

MicroMV

Еще один формат, поддерживаемый исключительно Sony. Камеры microMV сохраняли видео в формате MPEG-2 на кассету еще меньшего размера, чем miniDV и обладали фактически одним достоинством - малыми размерами и весом. В остальном эти камеры доставляли владельцам довольно много проблем, поскольку снимали, мягко говоря, с невысоким качеством, особенно в условиях освещенности, отличных от идеальных, а стоили дорого. Ко всему прочему и монтаж на компьютере отснятого этими камерами видео был задачей нетривиальной. Поэтому, несмотря на всю мощь маркетинговых департаментов Sony, камеры этого формата тихо почили в бозе, хотя кое-где они еще продаются. Разумеется, мы рекомендуем даже не думать о покупке камеры этого формата. Забавно, что на русском сайте Sony (www.sony.ru) о камерах microMV по-прежнему рассказывается как о продвинутых новинках, хотя сами камеры давно отсутствуют в продаже даже в "родном" интернет-магазине самой Sony на (www.sonystyle.ru). Еще более забавно то, что ваш покорный слуга, "пощупав" эти камеры сразу же после их появления, предсказал их печальную судьбу довольно давно. Но Sony упорствовала…
DVD камеры

Относительно новый формат. Идея DVD камер довольно проста - снимаемое видео сразу записывается на miniDVD диск (8 см в диаметре) и отснятое видео можно затем посмотреть на DVD плейере или компьютере. Идея хороша, конечно, но "дьявол кроется в деталях". Во-первых, miniDVD болванки позволяют записать на одной стороне не более 20 минут в приличном качестве. С поддержкой записи на двухслойные miniDVD это время увеличится до 35 минут, но все равно будет почти в два раза меньше, чем на miniDV кассету. Во-вторых, такие болванки не то что на каждом углу, не в каждом городе можно купить. В-третьих, цена miniDVD дисков существенно больше массовых "больших" DVD болванок. В-четвертых, операция "отснял и тут же посмотрел" на самом деле не такая быстрая, как в известном рекламном ролике. В реальной жизни юноша, запрыгивающий в чужую квартиру, скорее всего для начала получил бы по физиономии, но даже без этого он не успел бы так быстро посмотреть результат съемки. Для просмотра на бытовом DVD плейере диск в камере должен быть обязательно финализирован, а это мгновенно не происходит. Кстати говоря, операция финализации диска в DVD камерах есть их довольно слабое место, так как часто во время сего процесса случаются сбои и информацию с диска можно спасти, только обладая некоторыми навыками работы с DVD на компьютере.
DVD камеры по сути возвращают нас в старое доброе прошлое, когда после съемки можно было вставить кассету (саму по себе или через переходник) в видеомагнитофон и сразу посмотреть результат. Основное достоинство DVD камер заключается в том же - в возможности просмотра отснятого материала практически сразу же после съемки. В отличии от MicroMV, DVD формат является стандартом и проблем с финализированными дисками на обычных DVD плейерах не возникает - разве что на очень старых моделях, которые в принципе не понимают DVD-R или DVD+R дисков.
Поначалу производители DVD камер своими собственными руками свели к минимуму это достоинство, выпустив на рынок бытовые DVD рекордеры. Так как DVD камеры в момент своего появления были дороже аналогичных по качеству съемки miniDV камер, то было выгоднее и удобнее снимать на miniDV камеру, сбрасывая затем результат на обычные недорогие DVD болванки с помощью бытового DVD рекордера. Для создания DVD-Video диска на бытовом рекордере также не требуется никаких знаний по авторингу DVD на компьютере. К тому же этот вариант оставляет хотя бы возможность относительно легкого редактирования фильма, поскольку редактирование видео после DVD камеры сопряжено с множеством проблем.
Но за последний год благодаря огромному удешевлению всего, что связано с DVD, такие камеры появились и в бюджетной ценовой категории. Поэтому для работы в стиле "снял и забыл" при небольшом бюджете на все DVD камера вполне подходит.

Подводя краткий итог, можно констатировать, что DVD видеокамеры предназначены для не придирчивых к конечному результату людей, которые не хотят даже думать на тему последующей обработки отснятого видео - им надо снять и забыть. Но любителям с солидным бюджетом стоит подумать о наборе камера + DVD рекордер, поскольку среди DVD камер дорогих моделей и, тем более, моделей снимающих видео высокого разрешения (HDV) нет.

HDV

Камеры HDV (High Definition Video - видео высокого разрешения) для любителей реально появились на рынке только в 2005 году. Это совсем новый, но, тем не менее, один из самых перспективный формат любительских видеокамер (конечно, до появления h.264 или MPEG-4 part 10 видеокамер и мобильных телефонов с ними - почти шутка). Носитель в любительских HDV камерах пока остался прежним, miniDV кассета, но записать на нее в таких камерах можно не только обычное видео с разрешением для PAL 720x576 (такой формат видео сегодня называют SD, Standard Definition, стандартное разрешение), но и с разрешением 1440х1080. Изображение с физическим разрешением 1440х1080 при выводе на телевизор или монитор компьютера как бы "растягивается" в 1920х1080.
HDV камеры умеют снимать как в SD, так и в HDV, а также умеют отснятое в формате HDV видео преобразовывать в SD. Конвертация HDV в SD называется даунконверсией (down conversion, т.е. преобразование с понижением разрешения). Пока активному использованию любительских HDV камер препятствует отсутствие недорогих устройств отображения HDV видео, также нет возможности записи HD DVD и т.п. К тому же запись видео в HDV делается исключительно в формате MPEG-2, для редактирования которого требуется довольно мощный компьютер, да и просто просмотр HDV видео на слабом компьютере удовольствия не доставит. Но нет сомнения, что года через два-три ситуация изменится и HDV камеры станут обычным явлением, таким же как сегодня miniDV камеры.

Пока на рынке модели HDV камер можно пересчитать по пальцам. Самая популярная так как относительно недорогая - Sony HDR-HC1E и вышедшая вслед за ней ухудшенная копия Sony HDR-HC3E. Имеет 1 CCD CMOS типа на 1/3 с соотношением сторон 16:9, поддерживает режим 1080i и обычный DV. Стоимость HC3E от $1100. Далее Sony HDR-FX1E, одна из первых более-менее качественных HDV видеокамер для продвинутых и не бедных любителей. Имеет 3 CCD по 1/3 дюйма с соотношением сторон 16:9, поддерживает режим 1080i и обычный DV. Вес около 1.7 кг, стоимость от $3000.

Дать какие-либо рекомендации по HDV сейчас крайне сложно. То, что предлагается сейчас нам как видео высокого разрешения, как по эфиру, так и для собственных съемок, заслуживает отдельной статьи. Пока можно руководствоваться только своими желаниями - если очень хочется увидеть в результате съемки чуть больше, то покупайте HDV камеру. По крайней мере, вы сможете сказать своим детям, которых вы снимете сейчас на HDV камеру - "Я сделал все, что мог. Пусть кто может, сделает лучше".
Что такое формат High Definition Video (HDV)

HDV формат был придуман исключительно для любительских целей. Если DV формат довольно широко использовался профессионалами, особенно тележурналистами, то HDV формат вряд ли будет столь же популярен среди специалистов. HDV не стоит путать с общим именем форматов видео высокого разрешения High Definition (HD). Параметры HDV формата сведены в таблицу. Носитель MiniDV кассета
Видео

Частота кадров и чересстрочность 720/60p, 720/30p
720/50p, 720/25p 1080/60i, 1080/50i
Реальное разрешение в пикселях 1280 х 720 1440 х 1080
Соотношение сторон 16:9
Метод сжатия MPEG2 Video (профиль & уровень: MP@H-14)
Формат семплирования 4 : 2 : 0
Квантование 8 бит по яркости и цвету
Скорость потока Около 19 Около 25
Звук
Метод сжатия MPEG1 Audio Layer II
Частота дискретизации 48kHz
Квантование 16 бит
Скорость потока 384kbps
Режим Stereo (2 канала)
Обработка
Формат данных MPEG2
Тип потока Transport Stream Packetized Elementary Stream

Интерфейс передачи видео IEEE-1394 (MPEG2-TS)


У HDV формата есть несколько существенных и неискоренимых недостатков. Самый основной - MPEG кодирование снимаемого видео. Причем плохо даже не кодирование само по себе, а довольно низкая скорость потока. В HDV скорость потока равна 25 мегабит в секунду. Кажется неплохо? Да, но только на первый взгляд. Реально в HDV информации стало почти в 4 раза больше, а скорость потока выросла всего в 2.6 раза по сравнению с обычным DVD потоком. Убедитесь сами - площадь SD кадра 720х576=414720, площадь HDV кадра 1440х1080=1555200. Поэтому очевидно, что потерянной информации в HDV потоке больше, чем в обычном SD видео. К другим недостаткам можно отнести чересстрочную развертку, по определению плохо показываемую на современных LCD телевизорах/мониторах, плазмах, проекторах и т.п. Плюс реальное разрешение 1440х1080 из которого разрешение 1920х1080 получается "растягиванием" картинки. Надеяться можно только на то, что со временем на рынке появятся "убийцы" HDV, которые будут снимать видео реально высокого (1920х1080) разрешения без MPEG компрессии. Первая ласточка уже есть - это видеокамера Panasonic AG-HVX200, снимающая в формате DVCPRO HD. Этот формат имеет только внутрикадровую компрессию, поэтому не имеет артефактов и проблем MPEG кодирования, позволяя, в частности, делать точный покадровый монтаж. Камера стоит недешево, от $6000, но это первая модель на рынке. Panasonic, кстати, вообще отказался поддерживать HDV формат.



Камеры на жестких дисках и картах памяти

Еще год-два тому назад сама мысль об использовании жестких дисков и/или флэш-карт казалась бредом просто из-за стоимости и того и другого. Флэш карта как носитель отснятого видео появилась впервые в профессиональных камерах Panasonic. Стоимость карт максимальной емкости только незначительно уступала стоимости недорогой новой иномарки. Тем не менее, с легкой руки Panasonic дело пошло. Весьма интересная и недавно вышедшая профессиональная видеокамера Panasonic AG-HVX200 умеет записывать видео высокого разрешения (заметьте, с покадровым сжатием, в формат DVCPRO HD) только на флэш память. На miniDV кассету эта камера может записывать видео только в DV формате.

По понятным причинам Panasonic стал фактически первой компанией, выпустившей флэш камеру на любительский рынок. Конечно, флэш камеры выпускались и раньше другими не столь известными фирмами, но это были скорее игрушки, чем нормальные камеры. Panasonic SDR-S100 стала первой приличной по качеству съемки любительской видеокамерой на рынке, которую можно назвать абсолютно бесшумной - шуметь нечему, механики нет. Но пока у флэш камер сегодня есть весьма существенный недостаток - стоимость носителя. В камере Panasonic SDR-S100 флэш карты SD емкостью в два гигабайта хватает на 25 минут съемки. На съемки продолжительностью в пару часов (отпуск, например), придется запастись четырьмя SD картами по 2 гигабайта, заплатив за это больше 200 долларов. Такая стоимость карт вполне сравнима со стоимостью всего отпуска, по крайней мере для одного человека. Светлое будущее за флэш картами, в этом нет сомнений. Вопрос только в том, когда оно настанет? Сейчас купить флэш камеру имеет смысл только в двух случаях - либо любовь к тишине больше любви к деньгам, либо цена вопроса для вас значения не имеет.

Камеры на жестких дисках появились еще в прошлом году. Как обычно, первые камеры были не очень удачными. Но в 2006 году камеру в этом формате выпустила сама Sony - DCR-SR100E. На ее встроенный диск в 30 гигабайт можно записать 7 часов видео в наилучшем качестве в понимании производителя и 21 час в качестве, которое можно назвать "каким получится". Безусловно, даже 7 часов непрерывной съемки хватит для любых любительских задач. Но увеличить это время вы не сможете никакими усилиями, диск заменить нельзя. Вторая проблема таких видеокамер - надежность жесткого диска. Несмотря на заверения производителей о защите внутренних жестких дисков от ударов, целых системах защиты от сбоев при резких движениях работающей камеры, осадок и недоверие остается. У многих из нас "умерший" жесткий диск уносил с собой в могилу ценнейшие данные. Напротив, загубить данные на флэш карте или miniDV кассете довольно трудно.

Однако, скажет скептик, в ноутбуках работают такие же жесткие диски и особых проблем нет. Это правда, в миллионах ноутбуках крутятся миллионы жестких дисков, но ноутбуки практически неподвижны во время работы, а камеру снимающий человек может "дергать" во всех направлениях, причем весьма резко. Поэтому здесь останется только последовать совету поэта "Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь".

Как флэш камеры, так и камеры с жестким диском пишут видео в формате MPEG-2 со скоростью потока (bitrate) аналогичному DVD. Производители камер обычно прилагают к видеокамерам программу, позволяющую в "один щелчок" мыши сделать DVD-Video диск, но такие программы существуют для любых форматов видео. Для монтажа MPEG-2 менее удобен, чем DV формат, поэтому эти камеры не самый лучший выбор для тех, кто хочет активно творить в монтажной программе.

Критерии выбора

Теперь расскажем о некоторых параметрах цифровых видеокамер, которые еще можно использовать в качестве критериев выбора.

Количество ПЗС

Пожалуй, это тот параметр, при одном взгляде на который еще два-три года тому назад сразу становился понятным класс видеокамеры. Сейчас сам по себе факт наличия 3 ПЗС в любительской видеокамере почти ни о чем не говорит. Расскажем о том, как этот параметр рассматривался раньше, в ту эпоху, когда мнения технических специалистов что-то значили в фирмах-производителях.

Дело в том, что в обычных камерах для получения цветного изображения используется ПЗС со светофильтрами на каждом элементе матрицы и цветное изображение получается методами эмпирическими (сама же ПЗС матрица, конечно, всегда черно-белая), т.е. анализом групп пикселей и выведением цветов на основании такого анализа. Вследствие этого и реальное цветовое разрешение у 1 ПЗС камер будет несколько хуже, чем у 3 ПЗС видеокамер. Правда, следует учесть, что некоторые компании, например Canon, применяют специальные RGB фильтры, эмулирующие 3 ПЗС на одном ПЗС, что приводит к уменьшению различий в цветопередаче у камер с RGB фильтром и 3 ПЗС камерами. Но эмуляция эмуляцией, а добиться от камеры с 1 ПЗС качества 3 ПЗС при прочих равных условиях невозможно.

У 3 ПЗС камер с помощью специальной призмы изображение разделяется на три основных цвета и каждый цвет передается на свою ПЗС матрицу. Понятно, что в камерах с тремя ПЗС в большинстве случаев используется оптический стабилизатор. Только в последние годы Panasonic стала выпускать 3 ПЗС камеры с электронным стабилизатором, затем этот существенно экономящий денег "почин" подхватила и Sony.



Для большинства случаев любительского использования, подразумевающего просмотр результатов съемки на обычном и далеко не самом лучшем телевизоре, тем более на LCD/плазменном телевизоре, камера с 1 ПЗС практически неотличима по цветопередаче от камер с 3 ПЗС. Но при использовании камер для полупрофессиональных целей и/или просмотре результата на хороших телевизорах/мониторах разница заметна и также заметна она при просмотре и/или печати снимков, сделанных на камерах с 1 ПЗС и 3 ПЗС. К сожалению, практически все сказанное выше относится к камерам старым или к камерам, стоимость которых выше $2000. Для экономии на производстве видеокамер и снижения их себестоимости, производители стали уменьшать размер матриц с одновременным увеличением количества пикселей на них. Результат не заставил себя ждать - некоторые новые 3 ПЗС камеры стали стоить около $700, что плюс, конечно, но и снимать они стали явно не на большие деньги. Поэтому само по себе количество ПЗС сейчас мало о чем говорит - только наличие в камере 3 ПЗС и оптического стабилизатора одновременно может служить хоть каким-то основанием для выбора. Правда у того же Panasonic есть пример камеры с крошечными матрицами и оптическим стабилизатором SDR-S200, так что правильнее сформулировать так: три матрицы не менее 1/4 плюс оптический стабилизатор могут быть признаком приличной видеокамеры.

Количество пикселей у ПЗС (CCD)

Споры по оценке важности этого параметра среди любителей вечны. У профессионалов этот вопрос не вызывает никаких дискуссий, поскольку в профессиональных камерах количество пикселей уже многие годы не меняется и меняться для SD телевидения не будет, поскольку профессионалам довольно трудно, точнее невозможно, доказать необходимость увеличения количества пикселей, на то они и профессионалы. Реальность же такова:
Количество пикселей, необходимых именно для фиксации видеоизображения зависит ТОЛЬКО от системы телевидения и составляет для PAL ~ 415 000, для NTSC ~350 000. Для HDV видеокамер правильное количество пикселей зависит от поддерживаемого камерой разрешения и, разумеется, в разы выше, чем для SD видеокамер.

Если в параметрах SD видеокамеры указывается приблизительно 800 000 и большее число пикселей, то это вполне определенно указывает лишь на то, что тип стабилизатора изображения в камере может быть электронным или количество пикселей увеличено ради возможности снимать фото с большим разрешением. Никакого отношения такое большое количество пикселей в ПЗС к качеству видеосъемки не имеет.

Если количество пикселей в SD камере более 1 000 000, то это означает, что камера позволяет делать фотоснимки (только фотоснимки!) с разрешением, определяемым именно количеством пикселей в ПЗС, а не системой телевидения и сохранять такие снимки на сменную карту памяти (Memory Stick, SD, MultiMediaCard и т.п.). Кроме этого, в современных камерах, пытаясь догнать двух зайцев, используют матрицы с большим количеством пикселей (более 1 700 000) для формирования 1 пикселя итогового изображения по информации от 4-х соседних пикселей, пытаясь тем самым минимизировать отрицательное влияние большого количества маленьких по площади пикселей. Для этого производители устанавливают в камеры довольно мощные специализированные процессоры обработки изображений, такие как Canon DIGIC DV, например.
Если в спецификации на видеокамеру указывается количество пикселей, равное необходимому для фиксации изображения количеству (см. выше), то это совершенно определенно говорит о том, что камера имеет оптический стабилизатор - но таких камер, с числом пикселей в 420000 (PAL) и стоимостью до $2000 к настоящему году производители нам теперь просто не предлагают. Ни одной модели SD видеокамеры с таким наилучшим для видеосъемки количеством пикселей и стоимостью до $2000 сейчас в продаже нет и, судя по всему, уже не будет никогда.
Выводы достаточно просты - надо понимать, что качество фотоснимков у цифровой видеокамеры с максимально возможным количеством пикселей в ПЗС (на сегодняшний день это 4.0 миллиона реальных) будет хуже, причем заметно хуже, чем у близкой по параметрам цифровой фотокамеры. К сожалению, в погоне за ростом рынка сбыта производители видеокамер постоянно увеличивают количество пикселей у ПЗС, но при этом оставляют размер матрицы прежней или даже уменьшают ее размеры, так как увеличение размера матрицы резко увеличивает стоимость камеры. Расчет делается на несведущего покупателя, который действительно в большинстве случаев считает, что чем больше пикселей, тем лучше. Результат, однако, зачастую бывает прямо противоположным. Поскольку площадь матрицы остается прежней, площадь отдельного пикселя уменьшается, уменьшается падающий на него световой поток и также уменьшается чувствительность камеры. Производители, конечно, кокетливо намекают на прогресс в технологиях, улучшающих чувствительность матрицы и уменьшающих ее уровень собственных шумов, но улучшения технологии одинаково влияют на матрицы всех размеров. Почему-то те же самые производители не уменьшают матрицы в профессиональных камерах, несмотря на совершенствование технологий.

Поэтому при выборе видеокамеры при прочих равных условиях следует отдать предпочтение видеокамере у которой результат от деления размера матрицы на количество пикселей будет больше. Это будет означать большую площадь каждого пикселя и, следовательно, лучшую чувствительность.


Тип стабилизатора

Само по себе наличие стабилизатора необходимо, да и нет сейчас цифровых видеокамер без стабилизации изображения. Без стабилизатора тремор рук неизбежно отразится на результатах съемки - изображение будет дрожать. Только съемка со штатива позволяет не использовать стабилизатор. Тип стабилизатора не имеет решающего значения и разница в действии стабилизаторов различного типа далеко не очевидна, тем не менее желательно знать, чем отличаются они друг от друга. В видеокамерах применяются два типа стабилизаторов - оптический и электронный. Рассмотрим (очень кратко) принципы их работы.

Электронный стабилизатор работает по очень простой схеме - за счет избыточного размера ПЗС матрицы изображение при тряске все равно остается в пределах матрицы и фиксируется в необходимый момент. Принцип действия электронного стабилизатора хорошо виден из рисунка:

Достоинства электронного стабилизатора - невысокая стоимость и легкость изготовления. Недостатки - "залипание" изображения, избыточность матрицы, а также артефакты, заметные и мешающие при монтаже фильма. Одним из самых существенных недостатков электронного стабилизатора является избыточность матрицы, что приводит к уменьшению площади каждого пикселя матрицы и падении из-за этого чувствительности камеры.

Принцип действия оптического стабилизатора совершенно иной - с помощью подвижных элементов оптической системы камеры изображение удерживается строго на ПЗС матрице. Рисунок ниже наглядно показывает принцип работы оптического стабилизатора:

Достоинства оптического стабилизатора - высокое качество стабилизации за счет большего количества отсчетов для анализа, меньшее количество пикселей в матрице, нет "залипания" изображения, большие возможные значения экспозиции. Очень важным преимуществом оптического стабилизатора является высокая чувствительность видеокамеры, оснащенной таким стабилизатором и, вследствие этого, лучшее качество съемки при пониженном освещении. Недостатки - высокая стоимость и большее энергопотребление.

Чувствительность

Минимальная чувствительность обычно всегда указывается в числе прочих характеристик видеокамеры и обычно бывает в диапазоне от 0 (полная темнота) до 15 люкс. Существует широко распространенное заблуждение в том, что чем меньше указанное в паспорте значение, тем лучше видеокамера будет снимать в условиях пониженной освещенности. Мнение формально правильное, но по сути неверное совершенно. Указанное производителем значение минимальной освещенности нужно просто игнорировать по той простой причине, что рядом с этой цифрой всегда "забывают" написать, при каком уровне яркостных и/или цветовых шумов получилось такое значение. Какой-либо смысл может иметь только сравнение по этому параметру камер в одной линейке одного и того же производителя.

Размер матрицы

Чувствительность и размер матрицы непосредственно связаны между собой. Чем больше размер матрицы, тем больше площадь пикселя и тем выше чувствительность. Размер матрицы измеряется в долях дюйма и чем меньше число в знаменателе дроби, обозначающей размер матрицы, тем размер больше. Типичные размеры матриц у любительских камер сейчас - от 1/6 до 1/2.8. Но надо понимать, что современные видеокамеры с, казалось бы, большой матрицей (например, у Canon MVX4i - 1/2.8), имеют также и огромное количество пикселей (у MVX4i - 4 миллиона) плюс электронный стабилизатор. Поэтому такие матрицы имеют меньшую чувствительность, чем камеры с матрицей в ¼, но с оптическим стабилизатором и 400 000 пикселей.
Для экономии на матрице производители прибегают к электронным (и поэтому недорогим) способам обработки изображения, для того, чтобы пользователю не бросалось в глаза плохое качество съемки. В видеокамеры встраиваются аппаратные фильтры, аналогичные Unsharp Mask в графическом редакторе и все было бы хорошо, но применение фильтров, улучшая картинку в одном, ухудшают ее в другом и при кодировании в MPEG-2 для DVD приходится бороться с артефактами от применения таких фильтров, применяя гауссово размытие, например. Беда в том, что большинство покупателей камер не подозревают о таких вещах, не обрабатывают фильтрами видео до кодирования в MPEG-2, а потом просто удивляются плохому качеству картинки на своих DVD дисках.

Возможности по оцифровке

Одной из интересных особенностей многих цифровых камер является возможность оцифровки аналогового видео. Иными словами, подключив камеру к источнику аналогового видео (старой видеокамере, например), с DV выхода можно снять уже аппаратно сжатое в DV формат видео. Качество оцифровки не будет ничем уступать специализированным устройствам стоимостью от $200. Единственное но - ни одна цифровая видеокамера не умеет оцифровывать SECAM видео. Поэтому для оцифровки SECAMа камера не подойдет, но для старых съемок на аналоговую видеокамеру - вполне.
На заре появления цифровых видеокамер только видеокамеры Sony умели оцифровывать аналог. Позже к Sony присоединилась Panasonic и только еще через год Canon. Несколько лет можно было покупать практически любую камеру, поддержка оцифровки была практически у всех. Сейчас же ситуация странным образом стала меняться. В новой линейке камер 2006 года Panasonic изъял возможности по оцифровке даже у дорогих моделей. Sony оставила оцифровку в моделях средней и высшей ценовой группы, Canon поступил так же. Поэтому, если вам нужна оцифровка аналога, внимательно посмотрите на параметры камеры - она должна иметь аудио и видео входы, а не только выходы.

Габариты и вес

Габариты и вес камеры в некоторых случаях очень важны - если камера рассчитана на съемки в походах, горах, в полетах на дельтаплане и других экзотических местах. Камеры с весом более 1 килограмма неудобны для использования в подобных условиях да и для обычной эксплуатации они тяжеловаты, особенно, если снимать будет дама. Вес прямо пропорционален размеру, а с большой и тяжелой камерой неудобно ходить даже по экскурсиям, не говоря о горах и горных лыжах.

Существует другая крайность - камеры сверхмалых габаритов и веса (до 350 грамм). Эти камеры очень удобны в переноске, их можно носить просто в обычных карманах или дамской сумочке, но за все надо платить - ряд подобных камер чрезвычайно неудобны в использовании. Сверхлегкие камеры слишком сильно "дрожат" в руке оператора и зачастую никакой стабилизатор этой ситуации не исправляет. Из-за малых размеров звуки от работы механики камеры, трения рук о ее корпус и т.п. легко записываются микрофоном камеры.
Поэтому наиболее оптимальным весом для любительской видеокамеры можно считать 600-800 грамм. Габариты подобных камер также соответствуют их весу и камеры с такими размерами достаточно удобны в эксплуатации.

Качество съемки

Самый важный параметр для любой видеокамеры, но, к сожалению, совершенно субъективный. Очень трудно определить качество съемки "на глаз". Качество съемки камеры можно оценить по некоторым, к сожалению, достаточно редким тестам. Неплохая подборка их есть на сайте http://www.videozona.ru. Лучше всего просто использовать тестовые снимки для собственного анализа и, лишь сформировав свое личное мнение, почитать мнение авторов тестов.
На этом можно завершить краткий курс на тему "Что есть что в цифровой видеокамере".

Перспективы

Прогнозы дело неблагодарное, но мы все-таки попробуем. На мой взгляд, в ценовой нише до $1000 никаких полезных для нас изменений в будущем не будет, причем их и не было за последние 3 года. Можно только восхищаться титаническим трудом маркетологов компаний-производителей, которые не устают придумывать новые "бантики" для видеокамер, но по сути не меняется ничего, да и маркетологи выдохлись. Даже новых "бантиков" за последний год не появилось. Как уже писалось выше, качество съемки более всего зависит от самых дорогих компонентов - матрицы и оптики, которые вряд ли будут заметно дешеветь.

Динамика этого сегмента рынка очевидна - дешевые видеокамеры постепенно будут умирать, а их технологии будут медленно, но верно "переползать" в мобильные телефоны. На Cebit 2006 мы увидели мобильные телефоны с матрицей в 10 миллионов пикселей для съемки фото. Любому обычному человеку, не испорченному чтением компьютерных журналов будет ясно, что с такими "лошадиными" матрицами в мобильном телефоне покупать отдельный фотоаппарат нет никакого смысла. Как говорил один ныне изгнанный с телевидения телеперсонаж "Внушаеть!". Для съемки же видео на мобильный телефон осталось только подождать увеличения емкости флэш-памяти. Понятно, что о приличном качестве съемки говорить будет трудно, но кто сейчас вспомнит, что когда-то мобильные телефоны выбирали по качеству связи, слышимости своего собеседника и подобным параметрам?

Что касается более дорогих видеокамер, то здесь очевидно, что широкие народные массы будут завлекаться в водоворот HDV формата. Да, конечно, намного более высокое разрешение у HDV камер дело очень соблазнительное, но все требования к матрицам и оптике остаются. Тем не менее покупатель, как было, есть и будет, проголосует за магическую аббревиатуру HDV и долларом, и другими валютами, в этом никаких сомнений нет. Произойдет это, правда, не так быстро, как хотелось бы компаниям-производителям. Проблема в том, что если miniDV камеры легко подключались и работали с любым домашним видео оборудованием и обычными компьютерами, HDV камеры могут хоть как-то "показать себя" пока либо на мощном компьютере, либо на пока недешевых больших плазменных/LCD телевизорах и/или проекторах. Записать на болванку фильм с разрешением HDV и раздать друзьям или родственникам тоже пока не получится.
Хорошо это или плохо, но к 2006 году цифровые видеокамеры стали массовым товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями. Самое главное - сейчас можно быть спокойным и понимать, что за одни и те же деньги камеры от разных производителей будут отличаться лишь нюансами в удобстве пользования, дизайне и т.п. Откровенно плохих камер нет, как и откровенно хороших.

Современные типажи

Здесь мы расскажем о некоторых забавных или типичных или интересных камерах 2006 года. Эти заметки немного корректировались мудрым Евгением Козловским.

Лето 2006 года. Если вспомнить былое, то мы начали активно снимать видео на цифру целых семь лет тому назад. Выход в свет в 1999 году сейчас уже сошедших с дистанции камер Sony Digital 8, которые можно было купить за $600, дал огромный толчок цифровому этапу видеолюбительства. Формат DV воцарился на рынке и оказался очень удачен. Даже последний чайник легко сбрасывал DV видео на свой компьютер, не разбираясь в тонкостях кодирования, не применяя дорогие, с множеством настроек, платы видеозахвата. Формат не требовал больших затрат процессорного времени для обработки и я помню время, когда умудрялись монтировать фильмы на Pentium 233. Хочу обратить внимание на отсутствие каких-либо цифр после слова Pentium - это не забывчивость. Но все меняется, семь лет достаточно долгий по меркам высоких техно-логий срок и неминуемый уход DV формата со сцены уже не за горами. Могильщиком DV станет видео высокого разрешения (High Definition или HD) во всех своих инкарнациях. Любители со стажем помнят, что DV формат пришел к любителям из профессиональной техники. DV сначала стал применяться в профи видеокамерах и название miniDV появилось только потому, что профи использовали DV кассеты, заметно большие по своим размерам.
С форматом HD для любителей такого не будет, это совершенно очевидно. Для любительского видео HD форматы развиваются в сторону улучшения качества сжатия видео с межкадровой к

Компьютеры и периферия   Теги:

Читать IT-новости в Telegram
Информационные технологии
Мы в соцсетях ✉