Особенности работы с компьютерами
🕛 22.05.2009, 14:03
Относительная простота общения с компьютерами - кажущаяся, что подтверждается как субъективными ощущениями пользователей, так и объективными исследованиями различных реакций на воздействие тех или иных производственных факторов.Работа с компьютером связана прежде всего с восприятием изображения на экране и с одновременным различением текста рукописных или печатных материалов, с выполнением машинописных графических работ и других операций, что способствует зрительному утомлению, которое усиливается из-за бликов, мерцаний и других отклонений визуальных параметров экрана и световой среды помещения.
Эта работа характеризуется повышенным уровнем психоэмоционального напряжения, что связано с высокой концентрацией внимания, с определенным визуальным дискомфортом, с ответственностью за качество выполняемого задания. Переработка большого объема информации, решение сложных задач, нередко в условиях дефицита времени, требуют также повышенных умственных усилий и нервного напряжения. Кроме того, длительная работа в неизменной статической позе приводит к перенапряжению различных групп мышц, а однотипные движения на клавиатуре развивают воспалительные процессы в суставах и мышцах рук.
Указанные факторы приводят к тому, что постоянная работа на ЭВМ по степени развития утомления занимает второе место среди всех видов деятельности (первое - вождение автобусов). Недавние исследования сотрудников Института коррек-ционной педагогики РАН и НИИ гигиены детей и подростков показали, что у многих школьников после уроков информатики в два раза снижалась работоспособность, а у трети уменьшилась острота зрения [15].
По данным опроса ВЦИОМ, в Москве из 1025 человек, работающих не менее одного дня в неделю с ВДТ, 74 % отметили усталость глаз, 31 % - ухудшение зрения, 39 % стали более раздражительными, а у 16 % ухудшилось общее состояние здоровья.
Ряд стран, например ФРГ, включили профессию оператора ВДТ в число наиболее опасных. В США эта профессия давно уже стала непрестижной из-за вредных условий труда.
Особенности работы с видеотерминалами, а именно: высокие требования к органу зрения, нервные напряжения, монотонный характер труда, вынужденная рабочая поза, а также вредные производственные факторы, в первую очередь электромагнитные излучения от дисплеев с электронно-лучевыми трубками, способствуют формированию различного рода заболеваний.
В качестве примера приведем результаты анкетирования 1000 операторов, проведенного кафедрой профилактической медицины и оздоровления окружающей среды Кентукского университета (США): операторы ВДТ чаще страдают различными расстройствами зрения, головной болью, мышечными болями в области спины по сравнению с операторами, не использующими ВДТ. У них в большей степени выражено ощущение усталости и нервного напряжения в процессе работы, они не чувствуют себя достаточно отдохнувшими после ночного сна [13].
Специалистами научно-исследовательского института гигиены и безопасности труда (г. Осака, Япония) были обследованы 3148 операторов, из которых 1700 человек работали с ВДТ по четыре часа в день. Почти все операторы жаловались на сильное утомление зрения.
Анкетные опросы 800 операторов Швейцарского кредитного банка выявили у них жалобы на нарушение зрения, на утомляемость в результате монотонного характера работы, на головные боли, боли в мышцах плечевого пояса.
В комплексе жалоб, предъявляемых операторами, ведущее место занимают жалобы на те или иные расстройства зрения, которые составляют от 62 до 94 % при занятости зрительной работой с экраном ВДТ в течение более половины рабочего дня. Это прежде всего усталость глаз (45 %), сильные боли и ощущение наличия песка в глазах (31 %), зуд и ощущение засоренности в глазах (24 %). Причем болевые ощущения в глазах появляются в основном в конце рабочего дня (46 %). У работников, занятых полный рабочий день, частота глазных расстройств в 1,7 раза выше, чем у работников, занятых работой на ВДТ 4-5 часов [13].
Обратим внимание на данные об увеличении количества жалоб в зависимости от продолжительности работы на ВДТ. Первые жалобы на расстройство зрения появляются через 1,5- 2 часа непрерывной работы, затем после 2-2,5 часа отмечается их дальнейший рост. В это же время увеличивается количество жалоб на головную боль и боли в спине, однако жалобы на нарушение зрения остаются превалирующими.
В табл. 1 представлены данные о воздействии ПК на пользователей, взятые из книги Г.Г. Демирчогляна "Компьютер и здоровье" [8].
Таблица 1
Результаты исследований воздействия ПК на пользователей (процент операторов, сообщивших о симптомах)
Симптомы воздействия компьютера Неполная смена. Работа за дисплеями до 12 месяцев Полная смена. Работа за дисплеями до 12 месяцев Работа за дисплеями более 12 месяцев Работа за дисплеями более
2 лет
Головная боль и боль в глазах 8,00% 35,00% 51,00% 76,00%
Утомление, головокружение 5,00% 32,00% 41,00% 69,00%
Нарушение ночного сна - 8,00% 15,00% 50,00%
Сонливость в течение дня 11,00% 22,00% 48,00% 76,00%
Изменение настроения 8,00% 24,00% 27,00% 50,00%
Повышенная раздражительность 3,00% 11,00% 22,00% 51,00%
Депрессия 3,00% 16,00% 22,00% 50,00%
Снижение интеллектуальных способностей, ухудшение памяти 3,00% 12,00% 40,00%
Натяжение кожи лба и головы 3,00% 5,00% 13,00% 19,00%
Выпадение волос - - 3,00% 5,00%
Боль в мышцах 11,00% 14,00% 21,00% 32,00%
Боль в области сердца, неровное сердцебиение, одышка 5,00% 7,00% 32,00%
Снижение половой активности 12,00% 18,00% 34,00% 64,00%
Особенно неблагоприятное влияние оказывает работа с компьютерами на детей и подростков в силу анатомо-физиологичес-ких особенностей растущего организма и реакций его на внешние раздражители. Общее и зрительное утомление происходят на фоне повышения частоты психических расстройств, например, в виде тревоги, раздражительности, подавленности, замкнутости или в виде нарушения сна. Влияние многих факторов изучено далеко не полностью, особенно на школьников и студентов, приобщение которых к вычислительной технике в нашей стране зачастую начинается не с лучших образцов компьютеров, представляющих опасность даже для взрослых, не говоря уже о детях и подростках. Категорически противопоказаны детям по техническим показателям (визуальным и эмиссионным параметрам) компьютеры типа "Агат", "БК", "Ямаха", "Электроника" и особенно игровая приставка к телевизору "Денди".
По данным Санэпиднадзора Москвы, обследовавшего 50 московских школ, 60 % используемых компьютеров были 1986- 1992 годов выпуска, 20 % - IBM "желтой" и "красной" сборки (Юго-Восточная Азия и СССР). До сих пор применяются "доисторические" "БК", "Электроника", "Агат" и только 15 % компьютеров отвечают современным требованиям.
Следует заметить, что Москва и Петербург, первыми в стране начавшие информатизацию школьного образования, получили наибольшее количество устаревших машин отечественного производства. Столица, правда, за счет муниципальных средств понемногу обновляет школьную компьютерную базу, а в Петербурге, например, в 1995 году мэрией не было куплено для школ ни одного нового компьютера. Из 700 петербургских школ менее 10 были оборудованы классами IBM-486, чуть более полусотни имели быстро устаревающие IBM-386 (сегодня период морального старения компьютерной техники не превышает 2- 2,5 года), в остальных школах либо установлены выпущенные в 70-80-х годах оборонными предприятиями ДВК, УКНЦ, БК, либо компьютерные классы вообще отсутствовали. В 1998 году некоторые питерские депутаты за счет резервных фондов выделили определенные суммы для приобретения современных компьютеров для школ, однако августовский обвал рубля свел к минимуму благородную затею государственных деятелей.
Для того, чтобы правильно организовать работу с компьютером, свести к минимуму его неблагоприятное воздействие на здоровье пользователя, рассмотрим подробнее причины, вызывающие те или иные жалобы, влияние систематической работы на компьютере на организм человека и последствия, которые возникают при неправильной организации рабочего места, режима труда, при некачественных эмиссионных и визуальных характеристиках ПЭВМ.