Кризис ударил по сисадминам
По данным кадровых агентств, специалисты службы техподдержки по-прежнему востребованы рынком, но предложение превышает спрос: в столице на одну вакансию претендуют до 25 человек, в то время как в целом по отрасли ИТ и телекома - чуть больше трех.
🕛 23.03.2009, 12:11
Мировой финансовый кризис не обошел стороной системных администраторов. Так, более четверти специалистов и бизнесменов признают, что в их компаниях частично или полностью сократили штат техподдержки. Такие данные были получены социальной сетью Professionali.ru в ходе опроса, проведенного среди 1 тыс. самых активных ее участников, работающих в различных регионах России и представляющих различные сферы бизнеса - от нефтегазовой и металлургической промышленности до медицины и медиаиндустрии.На вопрос, были ли в компании сокращения системных администраторов, 20,1% опрошенных участников социальной положительно. Почти 7% респондентов сообщили, что у них сократили всех сисадминов. В 67% фирм сокращений пока не было. Среди других ответов можно выделить следующие: «перевели на полставки», «были увольнения с наймом лучших специалистов на те же деньги», «у нас аутсорсинг».
По данным Professionali.ru, передача обслуживания компьютеров, корпоративных ИТ-систем и сетей на аутсорсинг расценивается респондентами как один из реалистичных вариантов экономии на штатных системных администраторах. На вопрос «Нужен ли в штате системный администратор в нынешних кризисных условиях?» более 20% опрошенных ответило «Не нужен вообще, поддержку ИТ нужно отдать на аутсорсинг». 12% считают, что штатный сисадмин в их компаниях просто не нужен, однако 62% уверены в обратном. Также были зафиксированы следующие ответы: «зависит от критичности работ и масштабов бизнеса», «нужен по мере необходимости», «нужен фрилансер или совместитель», «все зависит от уровня специалиста».
Низкая компетентность системных администраторов названа в числе главных проблем, на которые обращают внимание респонденты. Так считают 29% опрошенных. По мнению 40%, сисадмины чрезмерно медлительны, 17% считают, что они попросту невежливы. Также участники опроса отмечают, что специалистам техподдержки стоит развивать свои коммуникативные навыки, больше интересоваться общими задачами компании, пересмотреть свою «завышенную самооценку». Среди проблем, на которые указывают опрошенные представители компаний, также можно выделить «лень», «неумение разговаривать не на itишном языке» и «слабое здоровье».
«Если смотреть за предложениями зарплат, то стартовый уровень снизился примерно на треть, - комментирует Владислав Кочетков, аналитик ИК «Финам». - Часть компаний переводит сисадминов на оплату по фактической работе, что в нынешних условиях также негативно отражается на доходах».
При этом, по данным SuperJob.ru, инженеры технической поддержки (в том числе администраторы ЛВС и серверов) в Москве в среднем получают по 28 тыс. руб., на одну вакансию в столице претендуют 25 человек. В Санкт-Петербурге средний доход инженеров техподдержки составляет 22 тыс. руб., предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос на нее в 15 раз; в Самаре и Нижнем Новгороде - 15 тыс. руб. и 5 и 1 человек на место соответственно. В Екатеринбурге средняя зарплата составляет 18 тыс. руб., на одну вакансию приходится 7 резюме; в Новосибирске - 17 тыс. руб. и 6 человек на место, в Ростове-на-Дону и Уфе - 14 тыс. руб. и 3 и 2 резюме соответственно. В Омске средний заработок составляет 13 тыс. руб., при этом предложение рабочей силы равно спросу.
На начальные позиции в профессии могут претендовать студенты и выпускники колледжей и вузов с опытом работы в качестве инженера техподдержки или системного администратора от 1 года, причём шанс трудоустроиться на небольшую зарплату имеют также соискатели, не имеющие опыта. Молодые специалисты должны владеть компьютером на уровне продвинутого пользователя, знать аппаратную часть ПК, периферию и оргтехнику, иметь навыки прокладки и обслуживания ЛВС, сборки и технического сопровождения ПК и оргтехники. Начинающие инженеры техподдержки также должны ориентироваться в основах построения сетей и передачи данных, иметь опыт установки и сопровождения ПО, а также навыки консультирования клиентов и пользователей по техническим вопросам.
Молодые специалисты зарабатывают в столице 18-25 тыс. руб., в городе на Неве -12-19 тыс. руб., в Нижнем Новгороде -10-13 тыс. руб., в Самаре - 9-13 тыс. руб., в Екатеринбурге - 10-16 тыс. руб., в Новосибирске - 11-15 тыс. руб., в Ростове-на-Дону - 9-13 тыс. руб., в Омске - 8-11 тыс. руб., в Уфе - 9-12 тыс. руб.
Претенденты на более высокую оплату труда должны знать операционные системы семейства Windows или Linux на уровне уверенного пользователя или администратора, владеть методами поиска и обнаружения неисправностей в компьютерных сетях, иметь навыки построения и администрирования ЛВС, опыт работы со средствами удаленного администрирования, а также опыт установки и настройки офисных АТС, оргтехники, сетевого оборудования. Часто возможным пожеланием со стороны работодателей в данном зарплатном диапазоне становится также знание английского языка на уровне, достаточном для чтения технической документации. Зарплата инженеров техподдержки такого уровня достигает в Москве 30 тыс. руб., в Санкт-Петербурге - 25 тыс. руб., в Нижнем Новгороде - 18 тыс. руб., в Самаре - 17 тыс.руб., в Екатеринбурге и Новосибирске - 20 тыс. руб., в Ростове-на-Дону - 18 тыс. руб., в Омске - 15 тыс. руб. и в Уфе - 16 тыс. руб.
Специалисты с высшим техническим образованием, опытом работы в качестве инженера технической поддержки или системного администратора более 2-х лет, изучившие языки программирования и владеющие английским языком на уровне, достаточном для чтения технической документации, зарабатывают в Москве до 50 тыс. руб., в Санкт-Петербурге - до 40 тыс. руб., в Нижнем Новгороде - до 27 тыс. руб., в Самаре - до 25 тыс. руб., в Екатеринбурге - до 35 тыс. руб., в Новосибирске - до 30 тыс. руб., в Ростове-на-Дону - до 25 тыс. руб., в Омске - до 23 тыс. руб., в Уфе - до 26 тыс. руб.
Исследование рынка труда показывает, что профессию инженера технической поддержки выбирают чаще всего молодые мужчины - студенты и выпускники вузов. 92% специалистов - представители сильной половины человечества, 78% - соискатели в возрасте до 30 лет. Диплом об окончании вуза имеют 49% инженеров технической поддержки, незаконченной высшее образование указали в резюме 31% кандидатов. Специфика профессии заставляет специалистов ориентироваться во множестве иностранных технических терминов, поэтому большинство (83%) инженеров технической поддержки владеет английским языком на уровне, достаточном для чтения технической литературы.
В целом по рынку ИТ и телекома, по данным «Финама», средняя реальная зарплата упала примерно на 30%: прежде всего, за счет того, что бонусы сократили вдвое и количество заказов уменьшилось. Фиксированную часть зарплаты либо не трогали, либо сократили относительно несущественно - на 10-15%.
Что же касается вакансий в ИТ и телекоме в целом, то, по данным компании HeadHunter, их количество в феврале 2009 г. снизилось на 32% по сравнению с уровнем августа 2008 г. Впрочем, по сравнению с январем, когда аналогичный показатель составил 36%, ситуация несколько улучшилась. В целом на одну вакансию в ИТ и телекоме, по данным hh.ru, приходится 3,2 резюме.