Рынок ПК достиг исторического «дна»
По прогнозам Gartner, мировой рынок ПК в этом году переживет самый резкий за всю свою историю спад продаж в количественном выражении. Единственным растущим сегментом останутся мини-ноутбуки, но их по-прежнему слишком мало, чтобы удержать весь рынок.
🕛 02.03.2009, 23:22
Как ожидают в Gartner, объем поставок компьютеров в этом году составит 257 млн, что на 11,9% ниже уровня 2008 г. Самый сильный подобный спад наблюдался до сих пор в 2001 г. после краха дот-комов, но тогда он не превысил 3,2%. Напомним, что до сих пор аналитики смотрели в будущее куда оптимистичнее, еще в декабре 2008 г. ожидая, что в 2009 г. будет продано на 3,8% компьютеров больше по сравнению с прошлым годом.«Рынок ПК столкнулся с экстраординарными условиями, вызванными ослаблением глобальной экономики, увеличением цикла использования существующего парка ПК, а также растущей осторожности со стороны поставщиков ПК», - комментирует Джордж Шиффлер (George Shiffler), директор по исследованиям Gartner.
И на развивающихся, и на развитых рынках в Gartner ожидают беспрецедентный спад. До сих пор самые низкие темпы роста на развивающихся рынках были зафиксированы в 2002 г. и составили 11,1%. На зрелых рынках, соответственно, самые низкие темпы роста в 2001 г. достигли 7,9%. По мнению аналитиков, и те, и другие в 2009 г. упадут ниже своего предыдущего «дна»: развивающиеся рынки ПК сузятся на 10,4%, развитые - на 13%.
«Росту и развивающихся, и развитых рынков будет присуща сходная динамика, даже если в абсолютных показателях будут наблюдаться некоторые отличия, - считает Шиффлер. - Снижение роста ВВП в целом ослабит спрос и замедлит проникновение новых технологий, жизненные циклы ПК будут продлены и снизят процент замены оборудования, а осторожность со стороны вендоров ПК опустит объем складских запасов на самый нижний уровень за всю историю, пока не поставщики не утвердятся в мысли о восстановлении рынка». Эксперт считает, что снижение темпов замены ПК станет особенно очевидным на развитых рынках, где на его долю приходится около 80% всех поставок.
В то же время, в 2009 г. объем продаж мобильных ПК во всем мире, как ожидается, достигнет 155,6 млн штук, что на 9% выше аналогичного показателя 2008 г. А вот поставки настольных ПК при этом не превысят 101,4 млн единиц, что на 31,9% ниже уровня прошлого года. В секторе мобильных ПК основным фактором роста будет популярность мини-ноутбуков; остальные сегменты здесь вырастут не более чем на 2,7%.
Объем продаж мини-ноутбуков во всем мире в 2009 г. составит 21 млн единиц (по сравнению с 11,7 млн штук в 2008 г.). Мини-ноутбуки смягчат спад всего рынка ПК в целом, тем не менее, этот сегмент все еще недостаточно велик для того, чтобы «вытянуть» весь рынок со дна. Как ожидается, на мини-ноутбуки придется всего лишь 8% всех поставок на компьютерном рынке в 2009 г.
«Рынок мини-ноутбуков сегментируется по мере того, как вендоры предлагают больше моделей - с экранами с диагональю 9 дюймов и 10 дюймов в дополнение к 7- и 8-дюймовым моделям, - отмечает Анжела Макинтайр (Angela McIntyre), директор по исследованиям Gartner. - В большинстве своем, пользователи все больше склоняются к системам с большими экранами и улучшенными возможностями; системы с 8,9-дюймовыми экранами были стандартом во второй половине 2008 г. Естественно, системы с большими экранами и лучшими возможностями стоят дороже, но цены в целом продолжают падать. В конце 2008 г. среднепродажная цена в США на мини-ноутбук с 8,9-дюймовым экраном, Microsoft Windows XP и 160 ГБ жесткого диска составила примерно $450. Мы ожидаем, что средняя цена той же машины упадет к концу этого года до $399. Развитые рынки останутся основными потребителями мини-ноутбуков, но по мере снижения цен эти машины начнут привлекать все больше покупателей на развивающихся рынках».
В целом же, по мнению специалистов Gartner, OEM-производители и реселлеры способны гораздо быстрее реагировать на изменяющиеся рыночные условия, чем в 2008 г. Микроскопические прибыли и уроки, извлеченные из предыдущего спада рынка ПК в 2001 г., научили вендоров ПК и ресселеров инвестировать в свои каналы поставок. Эти инвестиции дали им гораздо лучшее представление о структуре и характере спроса, даже несмотря на то, что эти продукты, в основном, делаются в Азии контрактными производителями и поэтому отличаются большим временем выполнения поставок.
«Нормальная сезонная структура спроса и предложения подразумевает, что в третьем квартале больше продают самим вендорам, чем наружу, из-за формирования складских запасов, - напоминает Чарльз Смалдерз (Charles Smulders), управляющий вице-президент Gartner. - Но в четвертом квартале 2008 г. поставщики увидели признаки ослабления спроса, и, в свою очередь, дали каналам продаж сигнал прекращать сборку систем. В то же время, каналы сокращают складские запасы из соображений экономической неопределенности и высокой стоимости займов. В отличие от 2001 г., вендоры смогли относительно быстро отреагировать на эти сигналы, и риск перенасыщения складов лег на поставщиков комплектующих. Мы ожидаем, что в первой половине 2009 г. будет преобладать тенденция продажи конечным потребителям, а не вендорам и реселлерам, учитывая, что каналы продаж стараются удерживать складские запасы на минимальном за всю историю уровне».