Начало разработки отечественных антивирусных программ, первый конкурс антивирусных программ, распространяемых бесплатно
🕛 10.02.2009, 12:41
Разработка первых отечественных антивирусных программ - детекторов (программ, обнаруживающих вирус) и фагов (программ, "выкусывающих" вирус) - началась еще в 1988 г. Из полифагов, сыгравших значительную роль на начальном этапе, следует отметить программу Aidstest Д.Н.Лозинского, Doctor А.А.Чижова и Anti-Kot О.Г.Котика. Причем полифаг Anti-Kot быстро стал коммерческим продуктом и из-за установленной цены практически не принимал участие в борьбе с вирусами, начиная с осени 1989 г., а полифаг Doctor по этой же причине "выпал из игры" в важный период сентября - декабря 1989 г., а с осени 1990 г. стал неконкурентоспособным по сравнению с полифагом Aidstest. Дольше всего бесплатно распространялась программа Aidstest, которая с осени 1989 по лето 1990 г. была самой популярной отечественной антивирусной программой.В феврале 1990 г. под руководством автора был проведен первый конкурс антивирусных программ, распространяемых бесплатно. Организатором конкурса был киевский семинар "Системное программирование". Премиальный фонд был образован за счет пожертвований некоторых организаций и частных лиц, средств, собранных за распространение первых четырех номеров бюллетеня Софтпанорама, а также нескольких лекций по методам защиты от вирусов, прочитанных автором. Конкурс проводился в трех классах: фаги, детекторы и ревизоры, резидентные фильтры и вакцины. В классе фагов первое место заняла программа Aidstest Д.Н.Лозинского, а второе место - программа Doctor А.А.Чижова. В классе детекторов и ревизоров первое место занял ревизор DLI В.В.Герасимова, а второе место - контекстный детектор VL А.Л.Шеховцова. И, наконец, в классе резидентных фильтров два первых места поделили программы SBM В.Е.Еременко и Б.М.Мостового и программа Check21 И.М.Двоеглазова.
В мае 1990 г. Д.Н.Лозинский настолько устал от звонков пользователей, что решил "уйти в профессионалы". Коммерческие версии до октября 1990 г. были достаточно дорогими, и значимость Aidstest для "широких кругов" пользователей резко упала. Однако, начиная с октября, незащищенная от копирования версия Aidstest стала распространяться по цене 3 руб. для частных лиц (т.е. практически как Shareware) и быстро обрела былую популярность. Cреди полифагов, распространяющихся бесплатно, лидером стала программа SOS Е.Н.Сусликова (Кемерово). Конечно, положение, когда пользователи предпочитают антивирусные программы, распространяющиеся бесплатно, можно оценивать по-разному, но не учитывать его нельзя. Поэтому было бы целесообразно обеспечить государственное субсидирование лучших разработчиков, которое может и должно проводиться на конкурсной основе.
Подобно тому, как рост преступности порождает повышенный спрос на замки и другие средства защиты, изготовители программного обеспечения и компьютерного оборудования предпринимают попытки использовать ситуацию для завоевания рынка. В настоящее время общее количество антивирусных средств наверное сопоставимо с количеством известных компьютерных вирусов. Только в нашей стране разработаны десятки, если не сотни коммерческих программ для этой цели. Цены на такого рода продукты колеблются примерно от 300 до нескольких тысяч рублей с типичной ценой в 1000 руб. за пакет. Как правило, коммерческое программное обеспечение распространяется защищенным от копирования и требует для своей работы либо инсталляции на винчестер со специальной дистрибутивной дискеты, либо работы непосредственно с поставляемой оригинальной дискетой. Это создает некоторые неудобства при архивировании или переразметке винчестера.
В связи с тем, что рынок как таковой еще не сложился, цены, устанавливаемые разработчиками, как правило, совершенно не связаны с качеством соответствующего программного продукта (иногда даже встречаются случаи продажи по принципу "толкни и убегай"). Автору известна продажа нескольких бесплатно распространяемых антивирусных программ (включая программы В.Бончева и ранней версии полифага Aidstest) под видом пакета ANTI-2000, настойчиво и недобросовестно рекламируемого по почте ленинградской фирмой Информатика. Довольно часто программное обеспечение для защиты от вирусов, распространяемое за меньшую цену или даже бесплатно, обладает сопоставимыми или лучшими характеристиками, чем широко рекламируемое коммерческое. Это, в частности, касается довольно слабой программы Страж, разработанной малым предприятием Алькор (Москва) и разрекламированной газетой Известия [Лесков91] как панацея от любого вируса. Распространенность недобросовестной рекламы характерна как для отечественных, так и для зарубежных средств защиты от вирусов, что свидетельствует о незрелости данной "отрасли". Кроме того, лишь немногие продукты сочетают защиту от вирусов со средствами резервирования информации или защитой от несанкционированного доступа, а именно такие интегрированные системы представляют, по-видимому, наибольшую ценность для пользователей.