Романы Бруннера, Гибсона и расцвет околовирусного направления в научной фантастике
🕛 10.02.2009, 12:26
В вышедшем в 1975 г. научнофантастическом романе The ShockwareRider Джон Бруннер (John Brunner) [Brunner75] описал червей программы, распространяющиеся по сети. Эта идея в определеннойстепени предвосхитила последующие события (см. ниже сетевой вирусМорриса), хотя ее осуществление находилось за пределами возможностей компьютеров того времени. Данная книга оказалась в числе бестселлеров и безусловно повлияла на ход дальнейших событий. В 1977 г. издательством Collier Books был опубликован еще одиннаучнофантастический роман The Adolescence of P1 (Юность П1) [Ryan77], разрабатывавший ту же тему. Его автор, Томас Риан(Thomas J. Ryan), создал образ достаточно жуткого разумного вируса, занимающегося сбором информации. Забегая вперед отметим, что в 1984 г. В.Гибсон (W.Gibson) опубликовал научнофантастический роман Neuromancer [Gibson84] второй после Бруннера бестселлер, в котором фигурируют компьютерные вирусы. Этот роман также можно рассматривать как катализаторреальных событий. В частности, в нем впервые было введено понятиекиберпространства. Этим словом названа глобальная компьютернаякоммуникационная сеть, в которой ввод и вывод осуществляется не спомощью клавиатуры и дисплея, а с помощью согласованных галлюцинаций. Несмотря на фантастичность идеи, оказалось, что улица находит свое применение любым вещам. В настоящее время под киберпространством понимается система, в которой у пользователя создается трехмерное восприятие объектов некоего искусственного мира ииллюзия того, что он находится внутри соответствующего искусственного пространства, а не просто наблюдает его изображение на экранедисплея. Если видеоигры это фильмы с участием игрока, то киберпространство это парк аттракционов, где можно испытать все, чтотолько можно вообразить. В настоящее время фирма Autodesk осуществляет проект Cyberspace, в рамках которого разработан ряд устройств для создания киберпространства [Уолсер90]. К ним относятсяспециальный шлем (со встроенным дисплеем и датчиками перемещенияголовы), а также специальные перчатки PowerGlove фирмы Nintendo,которые позволяют оцифровывать и вводить любые перемещения пальцевруки. Недалек тот день, когда участники международного коллективаразработчиков смогут собираться в виртуальном конференцзале, демонстрируя друг другу различные проектные решения, обсуждая и тутже внося изменения. При этом каждый участник будет видеть виртуальные тела других участников, сможет подходить к ним и разговаривать, хотя к сожалению, при встрече со знакомой девушкой нельзябудет ее обнять. Но это все в будущем. А сейчас вернемся к историикомпьютерных вирусов. Упомянутые выше романы положили начало литературному направлениюоколовирусного толка, в котором концепция вирусов разрабатывается с различных точек зрения. В частности, сюжет французского шпионского детектива Softwar: la guerre douce Терри Брентона(Thierry Brenton) и Дениса Бенеша (Denis Beneich), опубликованногов 1985 г. [Brenton85], основан на продаже СССР американского суперкомпьютера для метеорологической сети. Вместо блокированиясделки американская администрация, демонстрируя напускное нежелание продать компьютер, санкционирует его доставку в СССР. В то жевремя в системное программное обеспечение компьютера заноситсялогическая бомба. При определенных условиях она взрывается иуничтожает все программное обеспечение в советской сети. В той мере, в которой этот сюжет представляет собой реальную возможность,это самая настоящая война программ с агентомподрывником в качестве действующего лица. Поскольку метеорологическая сеть так илииначе связана с авиационными и ракетными системами, роман заставляет нас задуматься. Этот поток научнофантастической литературы,посвященной вирусам, безусловно сыграл определенную роль в популяризации идеи и привлечении к ней внимания студенческой молодежи(см. ниже). Из последних романов этого направления следует отметить второй роман В.Гибсона Mona Lisa Overdrive, вышедший в1988 г. [Gibson88].