Исследование Cisco выявило потенциал и помехи на пути внедрения Интернета в странах с развивающейся рыночной экономикой
🕛 19.12.2008, 01:50
Компания Cisco спонсировала масштабный опрос, в котором участвовали 7743 частных лица и 1800 различных компаний из 24 городов России*, Польши, ЮАР, Мексики, Бразилии и Аргентины. Целью опроса было выяснить, что мешает использованию Интернета в городских условиях. Исследование, проводившееся компанией Illuminas Global, в основном выполнялось в 2007 г. и было завершено летом 2008 г. Результаты, полученные в вышеупомянутых странах, по многим параметрам совпадают и по большому счету отражают положение дел во многих других государствах с развивающейся рыночной экономикой. Выбор же стран, где проводился опрос, определялся тем, что они представляют собой разнообразие социальных и деловых культур, устоявшихся и развивающихся сетевых экономик, а также различные уровни распространенности Интернета.Исследование подтвердило, что в городах стран с развивающейся рыночной экономикой пользование Интернетом достигло уровня зрелости и быстро становится неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Местные граждане хорошо представляют себе потенциальные возможности Интернета и рассчитывают на значительно более широкое применение онлайновых услуг, чем сегодня. Они хотели бы, чтобы государство играло в этом ведущую роль, предоставляя полезные интернет-услуги и качественную интернет-инфраструктуру по доступной цене. В крупных городах стран с развивающейся рыночной экономикой использованию Интернета и онлайновых услуг мешают отсутствие соответствующих знаний, нехватка качественных услуг и зависимость от персональных компьютеров, находящихся в общем пользовании - например, в интернет-кафе. Как ни странно, местные потребители не рассматривают мобильные устройства в качестве предпочтительного средства доступа в Интернет.
Вот наиболее примечательные результаты проведенного исследования:
- Всеобщее признание преимуществ Интернета. Более 80% опрошенных предприятий на практике убедились, что Интернет помогает увеличить объем продаж, а также повысить уровень удовлетворенности клиентов и продуктивность работы компании. 67% граждан считают, что доступ в Интернет улучшает жизнь людей.
- Появление ветеранов Интернета. Многие граждане и компании в странах с развивающейся рыночной экономикой уже так давно используют Интернет, что вправе называться его ветеранами. При этом чем дольше они пользуются Интернетом, тем выше их ожидания по поводу грядущих возможностей глобальной сети. Среди пользователей Интернета доля людей, которые переходят от нерегулярного обращения к Сети к ее постоянному, частому использованию, очень быстро растет.
- Наличие домашних ПК повышает частоту использования Сети. 71% постоянных пользователей Интернета имеют домашний доступ. Это дает основания считать наличие домашнего ПК ключевым фактором, способствующим повышению частоты и объемов использования Интернета. В этом смысле польза интернет-кафе или центров общественного доступа сводится к тому, что они помогают людям приобщиться к Интернету.
- Мобильный телефон сам по себе недостаточен. Граждане в своей массе считают, что мобильные телефоны не способны удовлетворить их потребности в подключении к Сети.
- Отсутствие необходимых знаний и навыков - основной барьер для граждан и предприятий. 26% предприятий и 29% граждан назвали отсутствие знаний и навыков основным помехой для доступа к Интернету и использования его потенциала в полном объеме. Чаще всего на это жалуются малообразованные респонденты и люди старшего возраста.
- Граждане буквально жаждут онлайновых услуг. Те, кто уже пользуется такими услугами, рассчитывают на еще более активное их применение и готовы за это больше платить. Те, кто мало использует онлайновые услуги либо совсем не применяет их, связывает с будущими возможностями Сети почти такие же высокие ожидания, как постоянные пользователи. При этом новые услуги с добавленной стоимостью, такие как образовательные и медицинские сервисы, вызывают даже больший интерес и готовность нести дополнительные расходы, чем онлайновые транзакции.
- Предприятия хотят шире использовать электронную коммерцию. Компании видят большой потенциал в более широком применении Интернета для электронной коммерции, проявляя при этом меньшую заинтересованность в расширении онлайнового взаимодействия с государственными учреждениями.
- Люди ждут от государства большего. Граждане и предприятия во всех городах, где проводилось исследование, настаивают на более активном участии государства в продвижении и популяризации Интернета. Подавляющее большинство предприятий (80%) и граждан (77%) считают, что государство должно упростить доступ в Интернет. Кроме того, большинство предприятий считает, что государство должно прилагать больше усилий по развитию инфраструктуры Интернета.
«Мы провели столь масштабное исследование для того, чтобы лучше понять ключевые перемены, происходящие на развивающихся рынках, - сказал Пол Монтфорд (Paul Mountford), президент компании Cisco по работе в странах с развивающейся экономикой. - В городах из-за высокой плотности населения доступ в Интернет распространяется быстрее всего, и именно там можно наблюдать первые признаки возникновения спроса на онлайновые услуги. Наше исследование не только поможет муниципальным властям правильно расставить приоритеты в развертывании онлайновых услуг, но и даст правительствам разных стран четкое представление о том, в чем их сограждане нуждаются и чего ждут по части онлайновых услуг».
«Хотя ряд ключевых факторов, связанных с внедрением информационных и коммуникационных технологий, зависит от центральных властей, решение многих вопросов остается в компетенции муниципалитетов. Чтобы сполна использовать преимущества IP-сетей, необходимо осуществлять внедрение широкополосного доступа в Интернет как на общенациональном, так и местном уровне. Современным городам необходимо повышать свою конкурентоспособность, и добиться этого можно за счет массового внедрения технологии Web 2.0», - убежден Энрике Руэда-Сабатер (Enrique Rueda-Sabater), директор Cisco по стратегическим вопросам на развивающихся рынках.
Информационные и коммуникационные технологии уже помогли повысить конкурентоспособность и продуктивность работы многим городам и странам. С ростом конвергенции сетей возникают новые возможности. Города и страны используют их, чтобы ускорить свое развитие и опередить более развитые страны и города, причем отстающие будут откатываться все дальше назад в плане конкуренции на национальном и региональном уровне.
Потенциальные преимущества IP-сетей делятся на две основные категории: а) экономические преимущества, в том числе повышение продуктивности работы (например, за счет снижения стоимости операций, масштабируемости и внедрения быстрых и надежных информационных потоков) и поддержка инноваций (например, с помощью онлайновых инструментов совместной работы, вики и т. п.); и б) социальные преимущества, в том числе широкий доступ к образовательным и другим полезным информационным ресурсам, предоставление онлайновых государственных и медицинских услуг, расширенное участие граждан и разнообразные возможности для развлечений.