Как построить 1С-совместимый интернет-магазин
Александра Вяль
🕛 04.06.2008, 17:08
В начале этого года в журнале «Коммерсант-Деньги» вышла статья Артура Вельфа "Азбука электронного торговца". Автор рассказывает, сколь стремительно в последние годы развивается торговля в Интернете, а эксперты в комментариях утверждают, что порог вхождения на рынок электронной коммерции до смешного невысок. 500 000 рублей хватит для того, чтобы за 3-4 месяца создать собственный интернет-магазин, который начнёт приносить выручку уже на второй день после открытия.Анализируя слова Артура и тенденции последних трёх лет, можно предположить, что в скором времени в сфере интернет-торговли наметится два направления. Во-первых, логичным будет массовый выход на рынок изначально далёких от IT-сферы продавцов - компаний, торгующих одеждой, аксессуарами, товарами ежедневного потребления. Во-вторых, молодые специалисты в качестве собственного бизнеса станут выбирать именно интернет-торговлю.
Это же подтверждает и генеральный директор компании "Битрикс" Сергей Рыжиков: «Крупные компании и известные бренды, которые ранее были представлены только в офлайне, начали активнее создавать интернет-представительства и торговать через Интернет».
И тем, и другим понадобится, прежде всего, сам интернет-магазин. Для его создания у новичка есть несколько путей:
- Заказать разработку магазина одному или нескольким фрилансерам-программистам;
- Купить одну из популярных CMS «широкого профиля» или арендовать интернет-магазин, созданный на такой CMS;
- Приобрести продукт, специализированный под создание конкретного интернет-магазина, или, опять же, арендовать такой магазин.
Остановимся пока на этих трёх способах организации интернет-магазина. Интегрированное решение, соединяющее возможности онлайн- и офлайн-торговли, чаще всего приобретается или достраивается уже на следующем этапе, когда бизнес налажен. А логистический комплекс, совмещённый с интернет-магазином, рынок предложит только через несколько месяцев.
Заказать разработку программисту - значит самому формулировать техническое задание, отслеживать его выполнение, находить возможные ошибки и корректировать, если понадобится, поставленные задачи. Этот вариант подходил в былые времена для опытных IT-шников, которые зачастую лучше исполнителей знали, как быстрее и качественнее реализовать задуманное. Но для людей, далёких от технологий глобальной сети, такой способ, в итоге, становится самым дорогостоящим: для настройки, технической поддержки и продвижения магазина всё равно придётся нанимать множество других специалистов.
Остаётся два пути: купить или CMS «широкого профиля», или решение, заточенное исключительно под создание интернет-магазина. При выборе того или иного программного продукта стоит учитывать, что пока компания торгует небольшим количеством наименований товара - до 500 позиций прайс-листа - можно обойтись и простейшим интернет-магазином. Но если ассортимент товаров исчисляется десятками тысяч позиций, то о ручном управлении таким монстром придется забыть. Необходима полная интеграция интернет-магазина с базами данных, наиболее популярной среди которых сегодня является «1С:Управление торговлей 8». Такая интеграция подразумевает поддержку и импорта данных в базу данных, и экспорта из неё.
На сайте компании 1С, в разделе интернет-технологий перечислено 23 решения (есть подозрения, что он не обновлялся уже некоторое время, однако официальная информация есть официальная информация). Часть из них, по уверениям игроков рынка, не отвечает реалиям сегодняшнего дня или прекратила своё существование, другая предназначена не для организации электронных точек продаж, а для создания систем взаимодействия дистрибуторов с дилерами и головного офиса компании с удаленными подразделениями, соответственно.
По сути, лишь несколько CMS подходят компании, начинающей торговлю в Интернете. Такие программные продукты как «Система управления сайтами ABO.CMS», «Amiro.CMS», «Система управления сайтом SSPRO» и «Битрикс: Управление сайтом» относятся к CMS «широкого профиля». Они могут поддерживать ресурсы не только торговой направленности, но и информационные сайты, порталы, блоги и т.д.
Сергей Рыжиков: «В нашем продукте интернет-магазин - это очень значимый функционал. Мы даем клиентам возможность его интеграции с системой программ «1С:Предприятие 8». Можно сказать, что это стратегическое направление развития продукта. Безусловно - не единственное, но очень важное. Это не способ позиционирования. Но современный продукт должен обеспечивать полный функционал по реализации магазина».
Большинство таких CMS интегрированы с продуктами компании 1C.
Сергей Рыжиков: «Мы поддерживаем двунаправленный обмен. На сайт из «1С» идёт каталог товаров, цены, остатки на складе, с сайта в «1С» - заказы и статусы заказов».
CMS «широкого профиля», учитывая весь их функционал, наилучшим образом подходят для компаний, которые изначально собираются формировать и продвигать свой бизнес не только в сфере электронной коммерции, но и в целом в Сети - делать отдельный корпоративный сайт, публиковать новости и т.п. Для таких пользователей программные продукты вроде «Битрикса» - идеальный выбор.
Если же компания планирует в качестве собственного представительства в Интернете иметь лишь сам сайт магазина и развивать бизнес, основываясь исключительно на торговле, владельцу стоит рассмотреть вариант приобретения решения, в основе функциональности которого - необходимость создавать исключительно интернет-магазин. Один из наиболее известных продуктов подобного плана - продукты компании «Онлайн систем групп».
Андрей Акулов, генеральный директор «Онлайн систем групп»: «Рассмотрим процесс обмена информации о товаре между 1С и интернет-магазином «номенклатура товара - товар интернет-магазина - номенклатура товара в интернет-магазине и обратно». В решениях 1С:Битрикс и NetCat (последнего, кстати, нет в каталоге 1С-совместимых продуктов, хотя на сайте NetCat упоминается возможность «интеграции с продуктами фирмы 1С» - прим. автора) реализована цепочка «номенклатура товара - номенклатура товара в интернет-магазине и обратно». А в решениях OSG реализован весь процесс».
Реализация в цепочке только первого звена и третьего позволяет проводить обновление товара в интернет-магазине, но не позволяет управлять свойствами данного товара - устанавливать скидки, привязывать цену товара в зависимости от выбранного размера и цвета и т.д.
При этом, по словам Андрея Акулова, интеграция решений OSG с базами данных 1С реализована на таком уровне, что если что-то случится с 1С, можно заново загрузить всю информацию с веб-сервера на «чистую» 1С. Обратное работает и в случае проблем с веб-сервером: на сайт из 1С можно заново полностью выгрузить информацию, без потери каких-либо данных. Андрей Акулов: «То, что решения компании «Онлайн систем групп» состоят из трёх абсолютно независимых элементов - интернет-магазина на базе 1С, интернет-магазина на веб-сервере и механизм обмена - и является их основным конкурентным преимуществом».
Стоит отметить, что большинство игроков рынка электронной коммерции сейчас, несмотря на пересечение в сфере бизнеса и борьбу за клиентов, стараются объединять усилия и продвигать продукты сообща. Та же «Онлайн систем групп», например, ведёт разработку типовых решений для разных отраслей на базе платформа «1С-Битрикс» и совместно с компанией «Армекс» интернет-магазин на базе простой и удобной платформы ABO CMS.
Сегодня на рынке решений для создания интернет-магазина присутствует достаточное количество программных продуктов, способных удовлетворить нужды самых разнообразных пользователей. Это облегчает момент входа на рынок для тех компаний, которым раньше электронная коммерция казалась тёмным лесом, недоступным для понимания. Да и нам, простым пользователям, сложившаяся ситуация идёт на пользу: чем больше интернет-магазинов появится в ближайшее время, тем выше будет конкуренция, ниже цены и лучше качество обслуживания. Ждём пополнения в рядах!