Звук. Весна-2008
Этот выпуск будет посвящен итогам сразу двух профессиональных выставок, а именно, NAMM, проходившей с 16 по 20 января в Анахейме (США, Калифорния), и Musikmesse (12-15 марта, Германия, Франкфурт-на-Майне).
🕛 04.06.2008, 10:54
Этот выпуск будет посвящен итогам сразу двух профессиональных выставок, а именно, NAMM, проходившей с 16 по 20 января в Анахейме (США, Калифорния), и Musikmesse (12-15 марта, Германия, Франкфурт-на-Майне). Нужно отметить, что это два крупнейших в мире мероприятия в сфере звука, которые постоянно соревнуются в области статистики по количеству участвующих компаний и посетителей. Соответственно, мы говорим о двух крупнейших рынках - Америки и Европы. Новинок в этом году было множество. Индустрия встрепенулась и подарила нам массу интересных продуктов.Native Instruments - №1 в мире
Этого и следовало ожидать. Данная немецкая компания уже давно завоевала Европу и по праву считается там номером один, а в этом году ключевым этапом дальнейших завоеваний оказался американский рынок, вернее, его "добивание".
Впрочем, у NI уже с 2002 года открыт крупный офис в Лос-Анджелесе, а дистрибьюторская сеть охватывает практически весь мир (40 стран). Так что завоевывать ничего особенно и не пришлось. Стенд компании был одним из самых ярких на NAMM, продукцию компании демонстрировала группа, играющая у Prince и Justin Timberlake.
Они рекламировали Guitar Rig 3 и систему Kore 2. Впрочем, звезды первой величины уже давно обратили внимание на продукцию компании; началось все, скорее всего, с Мартина Гора (Martin L. Gore) и его сольного альбома "Counterfeit 2", который программировался в модульном синтезаторе Reaktor. А в прошлом году наиболее ярким событием стал альбом другого участника Depeche Mode, вокалиста Дэйва Гэна (David Gahan). Он записывался в новинке от немецких разработчиков, синтезаторе Massive (не путать с одноименным модулем в Reaktor).
Вообще, 2007-й оказался для NI очень удачным, хотя на данный момент нужно отметить некоторый отход компании именно от профессионального звукового ПО в сторону пользовательских решений. Так, в конце прошлого года они выпустили бесплатный медиаплеер с возможностью прослушивания множества интернет-станций, а в марте этого года на Musikmesse основной их новинкой оказался Traktor Scratch 1.2 (разновидность известной программы).
Нужно отметить тот момент, что в 2008-м ситуация может и поменяться, поскольку активизировалось множество молодых разработчиков с новыми, качественно реализованными идеями. К тому же у NI есть явный конкурент - reFX, о котором мы поговорим чуть позже.
Петер Неубакер…
04_celem.gif
Возможно, вскоре, для того, чтобы делать профессиональную музыку, не понадобится ни слух, ни голос, ни умение играть на инструменте. Впрочем, даже сейчас в поп-музыке распространен вариант исправления фальшиво/неровно спетых или сыгранных нот, и это считается нормальным. Широкую дорогу "голосистым" во многом дал немец Петер Неубакер (Peter Neubaker). Его программа Melodyne (а фирма называется Celemony) уже установлена чуть ли не в каждой студии. Долгое время разработчики решали вопрос перехода от stand-alone-версии к плагину. Это у них получилось, и на Musikmesse 2008 была представлена его вторая версия. Мало того, на выставке компания показала новую технологию редактирования (коррекции) полифонического материала, именуемую Direct Note Access.
Behringer и…
Еще одна немецкая компания, на которую следует обратить пристальное внимание. Спектр ее продукции достаточно велик - от эффект-процессоров и компьютерных интерфейсов до музыкальных инструментов и разнообразных акустических систем. Цены достаточно демократичные, даже можно сказать, пользовательские, а качество остается неизменно немецким.
Совместно со своей продукцией (MIDI-клавиатуры и т.п.) компания дает целый комплект программ. В качестве основного мультитрека в коробках обычно лежала одна из версий Ableton Live. В 2008-м приоритеты изменились в сторону… XT Software energyXT2 Compact Behringer Edition (energyXTC).
05_XT2-produktside-top1.png
energyXT уже давно известна в области независимых разработок, и в таком видении вопроса всегда шла под номером один. Ableton Live же, напротив, изначально раскручивалась как серьезный коммерческий продукт, и в определенный момент достигла в ранг "динозавров" (дорогих "тяжелых" программ).
В принципе, это уже далеко не первый "звоночек", намекающий на то, что профессиональный софт начинает меняться. Для пользователей это очень хорошо, потому как произойдет удешевление. Кстати, и еще один из таких "звоночков"…
"Cakewalk by Roland"
В начале этого года Roland в очередной раз инвестировала в Cakewalk, но уже не просто так, а получив мажоритарную часть ее пакета, и Cakewalk перешла в ранг подразделения.
Взаимоотношения Cakewalk и Roland начались в 1998 году, когда последняя представила американскую продукцию на японском рынке.
В 2002-м, когда в музыке платформа DirectX полностью проиграла VST, Cakewalk тоже оказалась в проигрыше, поскольку у нее все программы держались на DirectX, а в сторону технологии VST разработчики долго и упорно не хотели смотреть. Что делать в итоге? Потребовались инвестиции. В этом помог старый партнер - Roland. Нужно отметить, Cakewalk тогда оправилась, выпустив великолепный продукт SONAR, но уже к 2006-2007 гг. стало очевидно, что поколение звукового ПО меняется (результат этого мы увидели и в решении Behringer, см. выше).
И вот потребовались новые инвестиции, в результате на сайте американских разработчиков гордо засветилась надпись "Cakewalk by Roland".
Если анализировать ситуацию, данная сделка выгодна прежде всего для японского бренда, у которого практически нет своего софта, а в производстве музыки оный является доминирующим элементом. У Cakewalk пока еще есть свое весомое имя, и тут уж интересно, как поступит Roland…
Ведь такие сделки обычно хорошо не заканчиваются. Yamaha купила Steinberg - продукты последней практически остановились в развитии, Mackie выкупила программу Tracktion у Raw Matherial - все заморозилось, Sony приобрела весь софт у Sonic Foundry - тут как в анекдоте: программы "с криками "ой, блин, конец!" начали прокладывать новую трассу", Adobe купила CoolEdit Pro, переименовав в Audition - обновлений по капле раз в два года. Вообще, примеров масса. Положительный только один - Apple и Logic.
reFX - разработчик-"загадка"
Когда мы говорили о том, что программа от Native Instruments, Massive, является одним из лучших программных синтезаторов современности, то не отметили, что у нее есть явный конкурент - reFX Vanguard. Для знаменитого сэмплера Kontakt у reFX имеется своя альтернатива - Nexus.
Между тем, о том, кто такие reFX, известно очень мало, за исключением того, что это немецкая компания, судя по всему, еще не такая объевшаяся, поскольку цены на ее продукцию приятно удивляют. Они меньше, чем у Native Instruments, а качество мы получаем практически то же. С продукцией reFX уже работали такие люди, как Jason Nevins (проекты Run-DMC, Prince, Kelly Clarkson, Pink, Fall Out Boy, Fergie, Madonna, Duran Duran, Anastacia, Rihanna) и Andre Tanneberger из ATB.
Расскажем немного о самой продукции.
Vanguard - это синтезатор с тремя осцилляторами и полифонией до 32 голосов и 31 формой генерируемой звуковой волны, три LFO, 13 типов фильтров, две ADSR-огибающие, отдельная секция для усилителя с функцией "drive", 16-ступенчатый трансгейт, арпеджиатор. Нами замечено, что многие, кто использует этот продукт, ручки даже и не крутят, пользуются готовыми пресетами. Звучание превосходное, звук просто вываливается из колонок, мощный, жирный. Одно удовольствие работать. И хотя в описании к этому программному синтезатору применяется понятие "analogue-modelled", это звук не аналогового синтеза, а синтеза уже нашего века.
Nexus - это ROM-синтезатор, а другими словами, сэмплер. С программой поставляется 4 Гб сэмпловой информации, это если не говорить о 13 библиотеках расширения, причем для различных музыкальных жанров. Здесь можно найти все, от грегорианских хоров до ультрамодной "синтетики". Управление очень простое, причем интерфейс программы чем-то напоминает лицевые панели аппаратных сэмплеров прошлого. Есть арпеджиатор, трансгейт, 650 настроенных пресетов. К чести reFX стоит отметить, что вся их продукция "мало ест", требования к компьютеру небольшие, но даже в этом случае вам понадобится CPU 800 МГц и 512 Мб RAM.
Другие три продукта от данной компании будут послабее, но и это уже очень мощное начало.
"Веселое" совпадение на NAMM этого года
Сразу несколько компаний предложили свои решения по автоматической корректировке звучания акустических систем в рамках помещений. И это при том, что в прошлом году о таком вообще не говорили, а тут… сразу несколько компаний. Может, где-то есть общая копилка новых идей для звукоиндустрии?
В качестве примера мы немного "пробежимся" по одному из таких решений, от итальянцев из IK Multimedia.
ARC System (Advanced Room Correction System)
Система является комплектом, который состоит из трех ключевых элементов: микрофона, измерительного ПО и корректирующего плагина (стандартов VST, RTAS, AU), который "вешается" на выход мультитрековой программы и/или редактора, в которых вы работаете.
Для начала стоит сказать о том, что лежит в основе самого комплекса. Тут IK Multimedia скооперировалась с очень известной маркой в области акустики и эквализации Audyssey. В частности, она использовала ее технологию MultEQ. Причем с ее помощью решаются не только проблемы с частотами, но и с фазой, что для проектирования студий не менее важно. На базе этого алгоритма работает как само измеряющее ПО, так и плагин, то есть последний использует шаблоны, созданные в первом.
Микрофон создан специально, он конденсаторный, мультинаправленный; частотный диапазон для капсюля составляет 20 Гц - 16 КГц, но в рамках калибрования с использованием ARC он расширяется до 16 Гц - 20 КГц, +/- 1,5 дБ, чувствительность - 50 мВ/Па, уровень шума - 22 дБ, максимальное звуковое давление (SPL) - 130 дБ для 3% THD (общих гармонических искажений), выход - балансный, 200 Ом.
Измерение происходит на уровне частоты дискретизации 48 КГц, требуются ASIO-драйверы (если мы говорим о РС). Но сохраненные шаблоны-пресеты могут использоваться в корректирующем плагине и на больших значениях характеристик: разрядность до 32 бит с плавающей запятой, частоты дискретизации - от 32 до 96 КГц. За более подробной информацией - к IK Multimedia. Стоит отметить, что весь комплект стоит $699. Его можно применять не только у себя на студии, но и в рамках выездных сессий, также он подходит для быстрой отстройки звучания.
Теперь кратко пройдемся по самым интересным новинкам.
db audioware
Разработчик начал новую серию - Studio Specialist. Что она будет из себя представлять? За каждым плагином будет стоять определенный уникальный алгоритм из профессиональной области, все работает на 64 битах… при этом само управление будет ограничиваться несколькими ручками.
Первый продукт из данной серии уже доступен для скачивания, а называется он Vocal Intensifier. В основе лежит технология так называемого параллельного компрессирования, часто известного как "New York compression". Что занятно, она используется в основном для обработки ударных, а тут его решили применить для вокалов. На управление в плагине выведено всего четыре параметра - EQ, Compression, De-Ess и Mix. Результат интересный.
BBE
Когда вы произносите слово "максимайзер", то чаще всего подразумеваете устройство многополосного лимитера. Это получилось, наверное, благодаря очень популярным плагинам от Waves. Хотя раньше под "максимайзерами" подразумевалась совершенно другая обработка - из области психоакустики, подчеркивающая саму контурность звучания.
Кстати, для некоторых музыкантов, работающих с аппаратными модулями, это так и осталось по сегодняшний день. И вот, в январе на NAMM показали, в феврале появилась пробная версия для скачивания, а в марте - полноценная продажная копия; все это - программный плагин BBE D82 Sonic Maximizer Plugin.
Modartt Pianoteq 2
Это уникальная разработка в области физического моделирования, очень успешно заявившая о себе на NAMM 2008. Ведь мы уже привыкли, что хорошее пианино - это отдельный банк сэмплов на несколько гигабайт. Чем же привлекательно физическое моделирование? Modartt Pianoteq 2 требует 15 Мб дискового пространства (но стоит 249 евро). По качеству звучания - все просто прекрасно.
Отдельно об ударных…
"Живая" запись ударных в скором времени может быть необязательной. И, в принципе, это как раз тот сегмент ПО, в котором использование сэмплерной технологии является оправданным.
На территории нашей страны очень большую популярность получил VSTi Toontrack EZ Drummer, хотя оценен он очень многими саундпродюсерами со всего мира, причем и теми, кто работает со звездами первой величины.
EZ Drummer - это виртуальная ударная установка, которую вы можете конфигурировать самостоятельно, то есть выбирать модели малых барабанов, бас-бочек, хэтов, тарелок и т.п. из имеющейся базы.
Отдельно стоит отметить, что графический интерфейс программы и выглядит как анимированная ударная установка. Только тут есть один маленький нюанс: в ней полноценно эмулируется процесс студийной записи с профессиональной расстановкой микрофонов. То есть программа априори подразумевает многоканальность, связанную с виртуальными микрофонами, в ней есть отдельный микшер.
Для записи "живых" сэмплов представители Toontrack изначально обратились к музыканту Pat Thrall (он работал с Glenn Hughes, Black Crowes). Тот, в свою очередь, дополнительно привлек именитого Neil Dorfsman (работал со звездами еще с 70-х, среди них Kiss, Bruce Springsteen, Dire Straits, Sting и т.д.) и третьего, не менее известного ударника, Nir Z (Genesis, Joss Stone).
Потом, когда сама идея пришлась по вкусу, появилось и много других банков. В программе уже имеется база ритмических рисунков/сбивок для различных стилей. Воспринимать эти фрагменты нужно как обычные MIDI-файлы, они и в мультитрек переносятся указателем мыши. Впрочем, и самостоятельно все "набивается" очень быстро.
Что самое интересное. Если вы обратитесь к церемонии награждений за 2007 год от специализированного американского журнала Remix ( Remix 2008 Technology Awards), то в разделе "Лучшая программная ритм-машина" найдете XLN Audio Addictive Drums.
Это практически тот же EZ Drummer, только там внутри плагина можно еще найти возможность обработки сэмплов и добавления эффектов. А сам принцип остается таким же.
Toontrack EZ Drummer Pro был продемонстрирован на мартовском Musikmesse 2008 и вызвал множество положительных откликов от специалистов.
Несколько слов об iZotope RX
Эту программу можно назвать лучшим продуктом 2007 года, хотя она сохранит свой статус и в 2008. Дело в том, что впервые она была анонсирована на осенней выставке AES, и это была standalone-версия. На прошедшем NAMM разработчики заявили, что готовят и плагин, и выпустили его совсем недавно. Но… сама программа требует очень больших аппаратных ресурсов от компьютера, поэтому как выглядит подключение такого груза в виде плагина, вы можете себе представить.
В общем, это наиболее современная система реставрации, включающая де-нойзер, де-кликер, де-клиппер, удаление гула… Де-клиппер - это система реставрации записей, некогда сильно "зажатых" при мастеринге, то есть она их как бы "разжимает", восстанавливая исходный сигнал. Также есть и Spectral Repair - анализ спектра и детектирование его артефактов, а если нужно, то и исправление на базе полученных данных. Все очень мощно и современно, дизайн как всегда на высоком уровне iZotope.
Теперь переходим к "железу"…
JazzMutant Dexter
Dexter - это мощное устройство управления, сердцем которого является сенсорный дисплей, на который выводится… микшер от программ Cubase/Nuendo, SONAR и Logic. То есть программный микшер. Но если вы работаете указателем мыши, то в каждый момент времени вы можете производить только одно действие. С аппаратными устройствами все несколько по-другому: регулируете сразу несколько Фейдеров и так далее.
Поэтому вариант JazzMutant Dexter гораздо удобнее для студии, в которой главным элементом является компьютер. Кроме стандартного управления в рамках первичной панели со множеством фэйдеров, в рамках устройства можно входить и "внутрь" каждого из каналов, регулировать настройки эффектов и плагинов для них. То есть, все просто уникально.
Что интересно, в прошлом году была представлена еще одна интересная новинка, но она предназначена для тех, кто хочет управлять всеми действиями программной рабочей станции, лежа неподалеку на диване. Это пульт ДУ Frontier Design Group AlphaTrack.
22_Frontier Design Group AlphaTrack.jpg
Наушники Audio-Technica ATH-M50
Пожалуй, это одно из лучших предложений прошлого года и начала нынешнего в области цена/качество. Мы говорим о профессиональном решении закрытого типа; здесь применен ряд новаций, которые касаются как эргономики, так и собственно самих излучателей. Звучание действительно очень качественное, частотный диапазон расширен до 15-28 000 Гц. И все это - при достаточно низкой цене (чуть меньше $200).
Вообще, что касается наушников, данный сегмент в профессиональном плане стал дешеветь, поэтому кроме качественных характеристик при выборе всегда стоит обращать внимание на эргономику. То есть, цена уже отошла на второй план.
Blue Sky EXO 2.1
Итак, напомним, что в итогах 2007 года для пользовательского сегмента как более-менее профессиональное решение описывались наушники АС 2.0 Behringer Ms40. Тогда мы получили множество вопросов по этому поводу, некоторым пользователям не хватало качественных "низов" и так далее. В общем, Blue Sky EXO 2.1 - это более удачный вариант для домашней/проектной студии из профессиональной сферы. Данная модель стоит около $400-500 и присутствует на нашем рынке, причем изначально она и рассчитывалась как система для мониторинга.
Комплект состоит из двух сателлитов, сабвуфера со встроенным НЧ-динамиком и усилителем, а также имеется дополнительный блок для коммутации, быстрого регулирования общего уровня и уровня саба, что весьма удобно.
Обсуждаем m.i.p.a.
Переходим к m.i.p.a., а это не что иное, как Musikmesse International Press Award, в которой участвует большое количество специализированных изданий по всему миру. Перечислим некоторых наиболее интересных нам победителей…
* Лучший инновационный продукт - Gibson Robot Guitar * Лучшая бас-гитара - Warwick Streamer $$ * Лучшая электрогитара - Fender American Standard Stratocaster * Лучшая акустическая гитара - Taylor DN4 * учший синтезатор - Dave Smith Prophet 08, выиграл у Arturia Origin (первой попытки Arturia заключить свой софт в аппаратное устройство) * Лучший синтезатор-рабочая станция - Korg M3 * Лучший сэмплер - Native Instruments Kontakt 3 * Лучший программный инструмент - Cakewalk Rapture 1.1 (выиграл у Arturia Jupiter 8V и XLN Audio Addictive Drums) * Лучшая звуковая библиотека - EastWest FabFour (выиграла у Vienna Instruments Special Edition и IK Multimedia Miroslav Philharmonik) * Лучший студийный микрофон - Neumann U87 Anniversary Set * Лучшие мониторы ближнего поля - Genelec 8240A DSP * Лучшая программа звукозаписи - Apple Logic Studio (выиграла у Digidesign Pro Tools 7.4 и Steinberg Nuendo 4) * Лучшее звукозаписывающее "железо" - Euphonix Artist Series Controllers * Лучший аппаратный эффект-процессинг - Universal Audio UAD-Xpander (хотя его трудно назвать аппаратным процессором, скорее, это просто миникомпьютер) * Лучший программный эффект-процессинг - Waves GTR3 (очень странный выбор, хотя в этой номинации явно присутствовал Native Instruments Guitar Rig 3) * Лучший микшер для проектной студии - Mackie Onyx 1640
Стоит напомнить, что мы говорим все-таки о лучших продуктах-2007. Самое странное в списке, как уже было отмечено, - это победа Waves GTR3 над NI Guitar Rig 3, ведь мы говорим о несоизмеримо разных по уровню программных решениях.
Также весьма интересным был подбор номинантов в разделе "Лучший программный инструмент". По сути, взят софт из разных областей… Вы что больше любите: колбасу, курицу или огурцы? Этим, кстати, грешит не только m.i.p.a., но и TEC Awards. Почему-то эти громоздкие церемонии обычные инструменты разделяют по принадлежностям, а программы мешают в общую кучу.
Поэтому наиболее адекватные оценки компьютерным технологиям по итогам прошлого года все-таки дал журнал Remix в рамках Remix 2008 Technology Awards. Это и более современный подход, и более глубокое видение. Кстати, правильное видение. Похоже, что "динозавры" отмирают не только в мультитрековом ПО.
В завершение
Если проанализировать список фирм, продукцию и технологии которых мы описали в этом материале, то… большая половина из них - из Германии. Это сделано не нарочно, просто у немцев сейчас наступила золотая эпоха, что абсолютно не удивительно. Рынок звуковых устройств и программ там развивался давно, продукция соответствует всем необходимым критериям качества и современности. Такое ощущение, что они и создают этот мейнстрим, вокруг которого все вертится.
Если говорить о России, то на Musikmesse в этом году приняли участие от нашей страны восемь компаний, и правильно сделали. Стоит отметить, что на саму выставку съехались участники из множества стран со всех континентов. Это цивилизованный, состоявшийся рынок, абсолютно открытый для новаций, способный давать прибыль. И, главное, не стоит бояться. Например, кто бы мог подумать, что выпускник рижского политеха организует компанию, микрофоны которой станут широко известными во всем мире и в ряде весомых рейтингов начнут побеждать именитых Neumann и AKG (речь идет о компании Blue).
В общем и целом, звукорежиссура, как и музыка, как и наука - интернациональна. И каждый получает не то, что заслуживает, а то, что он хочет получить в итоге. Главное - поставить цель и идти к ней. Немцы - тому прямое доказательство.