Рынок контекстной рекламы вырос со всех сторон
🕛 22.04.2008, 17:52
Компания "Бегун" выпустила обзор рынка контекстной рекламы в России и своей деятельности в 2007 году. Самые главные показатели таковы: объем российского рынка достиг $210 млн. при росте в 90%; на Украине произошел трехкратный рост, но абсолютное значение остается низким - $3 млн.Быстро растут и другие показатели емкости рынка контекста - число активных рекламодателей в "Бегуне" за 2007 год выросло в 1,6 раза в сравнении с предыдущим годом. Количество активных рекламных кампаний за тот же период увеличилось в 1,5 раза. Зато структура российского рынка контекстной рекламы не изменилась: он по-прежнему практически поделен между двумя сервисами - "Бегуном" и "Яндекс.Директом". По разным оценкам вместе они занимают от 85 до 90 процентов рынка.
Сохраняющиеся высокие темпы роста российского рынка контекстной рекламы в первую очередь обусловлены ростом аудитории Рунета. Помогает и знание о таком виде рекламы. В ноябре 2007 года исследовательская компания КОМКОН провела опрос среди московских пользователей Интернета. Оказалось, что почти 80% опрошенных относятся к контекстной рекламе положительно, а 21% целенаправленно используют ее для поиска нужных сведений. 44% участников опроса работают в компаниях, уже размещающих контекстную рекламу.
Еще одним важным фактором роста рынка в России является развитие технологий интеллектуальной рекламы, считают исследователи. Тенденцией последнего времени стал возрастающий дефицит рекламных возможностей поисковых систем, когда рекламодатели нуждаются в таком потоке заинтересованной аудитории, который имеющиеся поисковики уже не могут обеспечить. В этих условиях развитие поведенческих, пост-поисковых и социо-демографических фокусировок позволяет привлекать качественную аудиторию с любых сайтов и онлайн-сервисов.
Согласно результатам опроса, многие рекламодатели до сих пор не готовы потратить на привлечение клиента более 1,5% суммы сделки, хотя некоторые уже согласны платить около 10%. Это рекламодатели в категориях "Консалтинговые услуги", "Праздники", "Программное обеспечение", "Образование" и других. По этому показателю России еще есть к чему стремиться - западные компании тратят, в среднем, до 30% своих рекламно-маркетинговых бюджетов на контекстную рекламу, сообщается в исследовании.
Самые активные категории рекламодателей в 2007 году остались в целом такими же, как и раньше. Активно продвигаются автомобили, промышленные товары, ремонт жилья, финансовые услуги, образование. Бурный рост замечен у категории "Бытовая техника" - с тринадцатой строчки рейтинга на седьмую.
Стоимость одной рекламной кампании растет, но уже медленнее. Так за 2005 год рост составил 105%, за 2006 - 41%, за 2007 - 30%. Исследователи видят в этом объективные причины и собственные заслуги: "рост конкуренции происходит на фоне "взросления" рекламодателей - рекламные кампании обрастают оптимизирующими настройками. Снижение "Бегуном" минимальной ставки за переход и расширение пула партнерских площадок также позволяет не перегревать цены". Тем не менее по некоторым запросам ставки могут быть достаточно дорогими - например, 227 руб. за "ипотечный кредит", 112 руб. за "офисную мебель", 201 руб. за "коттедж".
Контекстная реклама, вслед за широкополосными подключениями, наконец-то вырвалась за пределы Москвы. В 2006 году доля кликов московских пользователей составляла почти 50%. В 2007 году в полтора раза выросла доля кликов пользователей Санкт-Петербурга, регионы сохранили долю присутствия. А вот Украина удвоила показатели. Связано это, в первую очередь, с ростом активности украинских рекламодателей.
Тенденции ближайшего будущего, по мнению аналитиков "Бегуна", - это развитие персонально ориентированной рекламы, эволюция моделей оплаты и переход на новые гарантии рекламного результата, а также проникновение контекстной рекламы в другие среды (социальные сети, почтовые интерфейсы, мессенджеры и т.д.).