Информационные технологииStfw.Ru 🔍

SMS-биллинги поколения 2.0

Даня Шеповалов
🕛 17.04.2008, 13:51
Еще несколько лет назад “донести деньги до Интернета” рядовому пользователю было чудовищно сложно. Редкий вебмастер не мечтал намывать с золотых приисков Рунета живые деньги, но чуть ли не единственным доступным способом расчетов были банковские платежи. Унылая очередь в сбербанке из озлобленных пенсионеров, два-три переписанных от руки бланка и десяток уровней, пройденных в космической стрелялке на мобильном телефоне - именно так оплачивались все услуги 21-го века: от регистрации доменов до доступа к эксклюзивному контенту.

О Webmoney в то время знала разве что горстка продвинутых тинейджеров и пара Интернет-журналистов. Да и тем, кто знал, новые сетевые деньги казались сомнительными и ненастоящими.

Вот и вешали все подряд в отчаянье на свои сайты иностранные партнерские программы, через пару месяцев получали витееватые заморские чеки и думали думу - где и как их обналичить. Вступали в многочисленные русские рекламные сети, накапливая на счетах виртуальных баннерных “зайчиков”. Жестокое дикое время домашних страничек, клонированных порталов и сине-белых счетчиков Rambler.

Пока не появился Юппи! А точнее компании, предоставляющие услуги SMS-биллинга. Они рождались долго и с муками, пробиваясь сквозь недальновидность и непонимание всех, кого только можно.

Знал бы прикуп…

Я не вебмастер, а просто автор, но и я хотел вытащить деньги из пользователей “Всемирной Компьютерной Сети Интернет” любыми возможными путями. Оплата с помощью SMS показалась мне простой и естественной, вот только никто не хотел предоставлять подобный сервис.

- Привет, Антон! - обратился я к бывшему однокласснику, который в то время плавал от одной вкусной должности до другой в гигантском телекоме, - давайте вы поможете организовать мне SMS-платежи на моем сайте. Ну, читатели отправляют SMS-ку доллара на два, а я им даю доступ к текстам, что-то такое.

- Это нереально, - ответил одноклассник, с явным неудовольствием отрываясь от своих картинок и рингтонов, что в промышленных масштабах лились на задние обложки популярных изданий, - понимаешь, операторы пока очень неохотно идут на такие штуки. Я не юрист, детально тебе объяснить не могу, в чем там дело, но короткие номера нельзя использовать для платежей. Если операторы видят, что номер используется для оплаты - его попросту отрубают. Мы крупная компания и не можем так рисковать. Cтолько всего согласовывать надо, утверждать… То ли дело Япония. Там уже давно мобильник - это все на свете, включая кошелек, id и проходки в метро.

Одноклассник повесил трубку и вновь погрузился в планирование акции “Отправь SMS c текстом Я НЕ ЛОХ на номер XXXX. Чем больше SMS ты отправишь - тем больше ты не лох!”. А я отправился к другим шарлатанам - издателям, со всей их тягомотиной и грабительскими гонорарами. Каждый из нас потерял время, а ведь мы практически были на грани открытия золотой жилы - первого российского SMS-биллинга (которые надо сказать, уже вовсю гремели на Западе, невзирая на чуть ли не стопроцентное проникновение кредитных карт).

Прозрение гигантов

Прошло несколько лет. На рынке мобильного контента полная и безоговорочная стагнация. Платные картинки, рингтоны и видео-игры уже мало кому нужны, многие компании дают их убыточную рекламу по TV лишь для поддержания имиджа. Зачем платить несколько долларов за java-игру, если можно скачать с торрентов несколько сборников по 5000 игр, залить их на телефон и потом сойти с ума от разнообразия. С картинками и рингтонами тоже все понятно - в столицах их скачивают из Сети, а в глубинке есть даже специальные компьютерные центры, где можно за небольшую плату набить мобильник под завязку.

Телекоммуникационные гиганты прозрели и обратили свой взор на то, о чем так долго говорили большевики - на микроплатежи. Появились компании, которые готовы подключать SMS-биллинг как крупным клиентам так и 15-летнему пареньку из Северодвинска, который день назад освоил HTML и решил продавать пятизначные номера ICQ, доставшиеся ему в наследство от старшего брата.

Схема работы таких сервисов проста. Человек отправляет платный SMS на короткий номер, оператор мобильной связи забирает свою комиссию (от 20 до 50 процентов от стоимости), после чего комиссию снимает биллинговая компания (от 1 до 10 процентов), а все что осталось - ваше навеки. Доход начисляется на аккаунт в какой-либо из систем электронных платежей. У разных компаний это происходит по-разному: у кого-то раз в неделю или по требованию клиента, у кого-то раз месяц или когда накопившаяся сумма достигнет определенного порога.

Хороший биллинговый сервис предоставляет, например, MPbill.ru. Можно за 5 минут получить готовый HMTL-код платежного окна для установки на сайт либо потратить свое время на изучение API системы. В последнем случае придется повозиться с написанием специального скрипта-обработчика на своей стороне, зато можно будет вести подробную статистику и полностью контролировать процесс оплаты.

Будущее рядом

Конечно 30, а то и 50 процентов дохода, которые забирают операторы на пару с биллинговыми сервисами, кажутся слишком уж жирным куском. Радует лишь то, что операторы на пару с Мининформсвязи понемногу начинают прозревать, что такая большая комиссия сильно тормозит развитие рынка, и даже принимают собственные инициативы, явно двигаясь в нужном направлении. Например, при непосредственном участии Леонида Реймана была создана межведомственная рабочая группа по развитию мобильной коммерции. Сейчас в рамках этого проекта комиссия оператора мобильной связи должна составлять от 3 до 30 процентов, а максимальная стоимость SMS-платежа увеличилась с 300 до 1500 рублей (в перспективе озвучивается совсем уж фантастическая цифра - 30000р).

Пока что на данных условиях работает только Beeline, остальные операторы только подтягиваются. Главное же, что движение началось и не за горами время, когда владельцы сайтов будут получать 90% от стоимости SMS-платежа. Для Запада такие процентные отчисления - настоящая фантастика, которая могла прийти в голову только сумасшедшим русским. Бескорыстие, граничащее с умопомешательством. В Америке и в Европе все уже давно свыклись с мыслью, что получать 20-40% дохода - это шик и блеск.

Стоит отметить, что на Западе больше популярны не SMS-платежи, а IVR - оплата с помощью телефонного звонка. Вы звоните по указанному номеру, и с вашего счета автоматически снимается некая сумма. В России же благодаря коммерческой истерии начала нулевых, связанной с картинками и рингтонами, у населения исторически сложилась привычка к SMS. Однако многие русские мобильные биллинги постепенно вводят возможность оплаты с помощью звонка, а также многие другие функции (например, MT-подписки, позволяющие абоненту подписаться на какую-либо услугу за регулярную оплату).

Эксперты уверены, что в самое ближайшее время оплата с помощью SMS станет ключевым способом расчетов в Сети. Сейчас в самой популярной системе электронных платежей - Webmoney - насчитывается около 5 млн. регистраций. Даже если сделать допущение, что все они уникальные, количество пользователей Webmoney составляет менее 15% от общей аудитории Рунета. Ну а мобильный телефон есть практически у каждого обитателя Сети… Хотя нет, вру, не у каждого. Я знаю одного интернет-ковбоя без мобильника. Его зовут Коля, ему 17 лет, он живет на Алтае и занимается кибер-поэзией. Примерно такой:

licq: люди - лишь строки текста.
Вас сотни, я - ноль. Не найдется ли места?
timeout. Молчанье. Alone live in grace?
...А люди - лишь строки...
.Timeout...
...[Backspace]...

Интернет и сети   Теги: Sms

Читать IT-новости в Telegram
Информационные технологии
Мы в соцсетях ✉