«Большая восьмерка» для оператора
🕛 24.08.2007, 11:03
Илья Федорушкин, менеджер по развитию бизнеса Cisco 22 августа 2007 г
Российские операторы, получившие лицензии на оказание услуг как междугородной и международной телефонной, так и зоновой связи, поставлены в жесткие временные рамки по выполнению условий лицензии, предусматривающих построение голосовой сети и сдачу ее Россвязьнадзору.
Лицензиаты дальней связи должны иметь точки присоединения во всех субъектах Федерации, а также междугородные (семь штук - по одному в каждом федеральном округе) и международные (обычно строят два до Урала и два за Уралом) узлы коммутации. Зоновые операторы должны располагать одним зоновым узлом коммутации и точками присоединения во всех городах субъекта Федерации.
Для связи узлов требуются каналы связи. При детальном рассмотрении структуры капитальных и операционных затрат на построение и обслуживание сети до момента выхода на точку безубыточности, расходы на оборудование составят 15-30% от всех сумм, выделенных на реализацию проекта. Основные издержки операторов приходятся на аренду каналов связи.
Как правило, операторы не склонны относить к затратам стоимость строительства сети в случае, если она уже построена, хотя такой подход не вполне корректен. Как же выбрать оптимальное решение и что нужно учесть при выборе? Существует «большая восьмерка» основных факторов принятия решения.
Фактор № 1. Технология
В России, как и во всем мире, очевидна тенденция миграции голосового (и не только голосового) трафика и сервисов на IP-сети. Это обусловлено тем, что рынок требует гибких интегрированных решений на базе IP, и если заказчику не предоставить такое решение, он уйдет к конкуренту. Для оператора содержать две сети - TDM и VoIP - весьма накладно, что приводит к неэффективному использованию сетей, сложности мониторинга, необходимости содержать оборудование нескольких типов и дублированию штата технических специалистов. Практически все голосовые операторы мира, которые традиционно использовали TDM, либо уже завершили, либо завершают миграцию на VoIP-технологию. Значит, при построении голосовых сетей использование только TDM-решений, по крайней мере, недальновидно. Логичнее строить сети на базе технологии VoIP, обеспечивающей возможность внедрения более широкого набора сервисов и беспрепятственное сосуществование с TDM-сетями партнеров. Разумеется как минимум должны поддерживаться протоколы H.323 и SIP для VoIP-сетей, а также ОКС № 7, DSS1 (ISDN PRI) и 2ВСК для TDM-включений.
Фактор № 2. Функциональность и масштабируемость
Для того чтобы сдать сеть органам Россвязьнадзора, нет необходимости сразу закладывать в проект такие мощности оборудования и каналов, загрузить которые оператор сможет только года через три. Соответственно, можно значительно сократить не только капитальные, но и операционные затраты. К тому же, нужно быть уверенным, что используемое оборудование быстро и просто масштабируется и данный процесс не вызовет перебоев в работе сети. Как правило, операторы понимают, что построенная голосовая сеть должна приносить доходы не только от базовых услуг, таких как транзит и терминация трафика. Маржинальность на рынке этих услуг стремительно снижается, а потому следует заранее продумать возможности получения дохода от предоставления дополнительных услуг, для которых голосовая сеть будет фундаментом и способом «прийти к клиенту». А значит, голосовая сеть должна удовлетворять условиям открытости, что позволит быстро и просто разворачивать дополнительные сервисы. Желательно, чтобы поставщик решения мог предложить достаточно широкий набор решений, легко интегрирующихся в структуру сети, на базе которых можно предоставлять широкий спектр дополнительных услуг.
Фактор № 3. Централизованное управление сетью
Развернуть, запустить и сдать географически распределенную сеть - это лишь первый шаг. Основные трудности кроются в последующих процессах управления сетью и мониторинга ее состояния. Но далеко не каждый оператор хочет содержать штат технических специалистов в каждом узле сети, поскольку это наиболее очевидный способ обеспечить круглосуточную работоспособность всей сети. Для того чтобы избежать таких последствий, требуется мощная и наглядная централизованная система мониторинга состояния и управления сетью, способная контролировать каждый узел.
Фактор № 4. Максимальное использование существующих сетевых ресурсов
Как правило, оператор строит голосовую сеть на базе существующих сегментов сети, в которой уже установлено какое-либо оборудование. Зачастую таким оборудованием становится оборудование передачи данных. Хорошим способом оптимизации затрат является максимально полное использование существующего оборудования, например, доукомплектование голосовыми (VoIP) платами по мере необходимости.
Фактор № 5. Производитель решения
На первый взгляд существует множество производителей, которые могут обеспечить необходимую функциональность голосовой сети дальней связи, но при детальном рассмотрении выясняется, что количество решений столь мало, что говорить о широком выборе не приходится. Существует множество голосовых шлюзов и программных коммутаторов, но далеко не все их производители имеют:
совместимость с другими решениями;
присутствие в России;
наличие отлаженной службы технической поддержки, тем более в России;
наличие складов замены оборудования;
возможности обучения персонала оператора, который будет эксплуатировать оборудование.
Фактор № 6. Стоимость решения
Сегодня стоимость решений на рынке может отличаться в 4-5 раз. Кстати, не всегда самое дорогое решение является самым оптимальным. Так, стоимость полноценного решения для сети оператора междугородной и международной связи может укладываться в $4-5 млн, а средняя цена оборудования для построения сети зонового оператора составит около $0,5 млн. Разумеется, указанные цифры слишком обобщены и сильно зависят от ряда параметров, таких как география для зонового оператора, структура существующей сети, ожидаемая мощность, рассчитываемая на основе бизнес-планирования, и прочее.
Фактор № 7. Количество установок в России и мире
Мало кто из операторов захочет быть «подопытным кроликом» для производителя, у которого пока нет или почти нет развернутых сетей, подтвердивших свою работоспособность временем. Очевидно, выбор такого производителя характеризуется очень высокими рисками длительного периода ввода сети в эксплуатацию, а значит, возможны убытки, связанные с упущенными доходами. Еще страшнее риски, вызванные нестабильностью работы сети, которая приводит к потере доверия существующих клиентов. Как показывает статистика, один довольный клиент приведет 2-3 новых заказчиков, в то время как один недовольный клиент разубедит 12-14 потенциальных.
Фактор № 8. Сертификация используемого оборудования
Совершенно ясно, что для легальной работы в России по лицензиями зоновой, междугородной и международной связи необходимы только сертифицированные решения, причем сертификаты должны полностью соответствовать условиям применения в телефонной сети связи общего пользования (ТСОП) в качестве транзитного зонового, междугородного или международного узла автоматической коммутации. Новые лицензионные условия появились относительно недавно, и некоторые производители оборудования уже успели провести сертификацию своих решений в соответствии с данными требованиями.
Общая структура VoIP-сети
Какова же структура сети, построенной на базе VoIP-технологии? Основные элементы сети - это транзитный программный коммутатор (SoftSwitch 4-го класса) и VoIP-шлюзы, которые управляются программным коммутатором и являются точками присоединения. Более детально структуру такой сети можно рассмотреть на примере решения Cisco для построения междугородной и международной голосовой сети.
Увеличить
Схема. Структура сети
Программно-аппаратный коммутатор Cisco PGW 2200 представляет собой решение операторского класса, пригодное для установки в транзитных узлах сети оператора. Архитектура комплекса рассчитана на бесперебойную работу в автоматизированном режиме. Критичные компоненты устанавливаются в резервированной конфигурации. Программное обеспечение Cisco MGC работает на серверных платформах операторского класса серии Netra компании Sun Microsystems, соответствующих требованиям 3-го уровня стандарта Network Equipment Building System, под управлением ОС Solaris.
PGW 2200 обеспечивает функциональную совместимость сетей с коммутацией каналов и пакетной сети за счет использования подключений сигнализации ОКС № 7 к сетям пакетной передачи голоса. При помощи данного программно-аппаратного коммутатора и голосовых шлюзов (например, серии Cisco AS5000 и MGX8800) можно организовать шлюз в ТСОП для различных приложений, включая услуги международного и междугородного транзита.
PGW 2200 функционирует в двух режимах: режиме контроллера сигнализации и режиме управления вызовами (softswitch или call agent). В режиме контроллера сигнализации PGW 2200 обеспечивает интерфейс сигнализации ОКС № 7 для голосовых шлюзов и серверов доступа серии Cisco AS5000. В этой конфигурации PGW 2200 обслуживает только интерфейс сигнализации ОКС № 7, а функции управления и маршрутизации вызовов осуществляются непосредственно медиашлюзами или проксисерверами SIP.
В режиме управления вызовами PGW 2200 терминирует звенья сигнализации ОКС № 7 из ТСОП, принимает решение о маршрутизации вызовов на основе анализа номерного плана и управляет голосовыми шлюзами по протоколу MGCP. Также поддерживаются сигнальные интерфейсы H.323 и SIP для обеспечения функции шлюза в ТСОП для клиентов сетей Н.323 и SIP. В данном случае основная функция PGW 2200 - управление вызовами.
Одним из важных аспектов при построении сети междугородной и международной телефонной связи является обеспечение требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий (п.2.10 Постановления об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий от 29.12.2006). Решить этот вопрос компании Cisco помог петербургский разработчик, ООО «Дигитон», специализирующееся в том числе на создании комплексов СОРМ и выполнения НИОКР в области телекоммуникаций, - в декабре 2006 года был получен сертификат на совместный продукт, обеспечивающий СОРМ для PGW 2200.
"Экспресс Электроника"