Перспективы российского IT-бизнеса
Денис Зенкин
🕛 27.12.2006, 19:54
Перспективы российского сектора IT на международном рынке уже стали притчей во языцех. Цель ясна - выход на глобальный уровень, диверсификация экономики, развитие отечественных высоких технологий. Однако до сих пор нет консенсуса по методам реализации программы. Оффшорное программирование или готовые продукты? Европа, Азия или Америка? Как вообще мотивировать и стимулировать компании для географической экспансии? За этими высокоуровневыми вопросами теряется главная проблема российского IT-сектора : нам бы свой собственный рынок отстоять… Правительственный курс
Российское правительство предпринимает серьезные шаги в направлении развития и глобализации отечественной IT-индустрии. На конференции «Новая экономика, знания, технологии», состоявшейся в начале октября, министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман подробно описал усилия государства: утверждена концепция развития отрасли до 2010 г., государственная программа развития технопарков, создание Федерального агентства по развитию IT-экспорта и «Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий». Последние организации призваны сыграть решающую роль. Первая будет заниматься информационным, аналитическим и маркетинговым продвижением российских ITпродуктов и услуг на мировой рынок. Вторая - поддержкой IT-компаний на ранней стадии их развития, причем правительство намеревается вложить в фонд 1,5 млрд рублей ($55 млн) бюджетных средств. Эта активность имеет и полную поддержку Президента: «В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться … ее научными и технологическими преимуществами … Россия должна в полной мере реализовать себя в высокотехнологичных сферах … Нам нужна такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток».
В целом новый курс «на реализацию имеющегося у страны интеллектуального потенциала», который проходит под лозунгом «от сырьевой экономики к экономике знаний», достоин самой высокой оценки. Это подкрепляют и практические шаги. В рамках государственной программы создания технопарков до конца 2006 года будет завершено формирование бизнес-планов в семи «пилотных» регионах. В их число вошли Московская, Новосибирская, Нижегородская, Тюменская, Калужская область, Санкт-Петербург и Татарстан. В 2007 году начнется строительство инженерной инфраструктуры. На создание технопарков в ближайшие 5 лет планируется заложить в государственном бюджете 26,3 млрд. рублей.
В целом, действия правительства направлены на преодоление основных барьеров для становления и развития новых IT-компаний: отсутствие доступной инфраструктуры, административные барьеры, недостаток финансирования на начальной стадии проекта. Чиновники не забыли и про еще одну важную проблему - налогообложение. Недавно принят закон о налоговых льготах для компаний, занимающихся производством и экспортом IT-услуг, который, тем не менее, все еще вызывает вопросы и требует доработки. По словам самого министра, доработки требуют и некоторые другие аспекты: вопросы нормативно-правового обеспечения, использования собственности, координации реализации программы с другими программами (в том числе поддержки малого и среднего бизнеса). Об эффективности государственной программы пока говорят только цифры, но они не могут не впечатлять. Численность рабочих мест в технопарках в 2008 г. составит 19 тыс., в 2011 г. - 75 тыс. Стоимость произведенной продукции, соответственно, - 20 и 117,5 млрд руб., средняя выручка на одного работника - 1,05 и 1,6 млн руб. Цифры действительно обещают светлое будущее для российского IT-сектора.
Перспективы развития российских IT
Не вызывает сомнения, что усилия правительства действительно будут способствовать развитию высокотехнологичных компаний. Но начать - всего лишь полдела. Гораздо больше сомнений вызывают перспективы выхода отечественных IT-компаний на международный рынок в качестве полноправных игроков. А без выполнения этого требования любые инициативы на самом верхнем уровне обречены на неудачу. Более того, это может даже вызвать серьезный отраслевой кризис.
В случае бурного развития отечественных IT-компаний возникает актуальный вопрос о рынке сбыта. Наш собственный российский рынок является высоко конкурентным. Причем конкурентное окружение формируют далеко не новички, а признанные гранды мирового сферы IT. Бороться с ними молодым компаниям просто не представляется возможным. Выход может быть в разработке новых перспективных технологий, создающих новые рынки или нацеленные на узко специализированные ниши. Однако и здесь возникает много «но». Подобные инициативы имеют очень длинный период становления и развития до того времени, когда они станут действительно окупаемыми. К тому моменту на столь динамичном рынке, как IT, могут произойти достаточно сильные сдвиги, чтобы торпедировать приложенные усилия новых игроков. Во-первых, «гранды» сами по себе не стоят на месте. Они развивают свои технологии, проводят активную политику слияний и поглощений. Не исключено, что перспективные разработки к моменту готовности снова столкнутся с жесткой конкуренцией и станут добычей западных компаний. Во-вторых, сегодня очень трудно попасть «в яблочко» с дизайном новых технологий - слишком большой риск того, что они окажутся невостребованными к моменту завершения разработки. Наконец, самое важное - одно дело разработать, а совсем другое вывести на рынок и успешно продавать.
Значительно больше шансов найти внешние рынки сбыта остается у компаний, занимающихся заказной разработкой. Однако и в этом направлении российские компании ждут большие сложности. «Оффшорщики» из Азии и Восточной Европы достаточно уверенно чувствуют себя и не склонны сдавать позиции без боя.
Очевидно, что без системного подхода в плане развития российского IT-сектора, важнейшим аспектом которого является обеспечение возможностей для сбыта, много миллиардные инвестиции могут спровоцировать отраслевой кризис. Внутренний рынок вряд ли готов принять так много технологий. К тому же внутри страны компании поджидают зрелые западные конкуренты. А для выхода на международный рынок не хватает ни инвестиций, ни профессиональных кадров, как в области продаж, так и маркетинга. В результате может сложиться ситуация, когда компании начнут закрываться. В лучшем случае их будут скупать «гранды», но тогда речи о новой российской экономике знаний быть не может. Мы снова будем заниматься экспортом мозгов.
Поддержка IT-экспорта: как дела в консерватории?
Остается выход - приложить максимум усилий для прорыва на международный рынок. Правительство совершенно верно определило два главных направления: инвестиции и маркетинг. Деньги и помощь в продвижении - это именно то, чего так не хватает российским компаниям на Западе.
Рассмотрим этот момент подробнее. Прежде всего, предполагается, что средства 1,5-миллиардного инвестиционного фонда будут расходоваться преимущественно на поддержку новых компаний. О поддержке на международном уровне здесь речи не идет. Даже в обратном случае, если бы эти деньги были направлены на маркетинговую поддержку, всего фонда вряд ли хватило на обеспечение потребностей более 15-20 компаний. Западные рынки характеризуются исключительно высоким порогом входа. Таким образом, компаниям придется самостоятельно искать средства на продвижение, причем немалые.
На протяжении последних нескольких недель мне довелось общаться с американскими аналитическими компаниями на предмет их знакомства с InfoWatch (www.infowatch.com). На рынке тяжелых корпоративных решений дело начинается именно с этого: заказчики слушают аналитиков, а те, в свою очередь, выдают входной билет для новичков. Если, конечно, они того заслуживают. Здесь поджидает главная проблема: гиганты аналитической индустрии наотрез отказываются включать российскую компанию в свои обзоры до тех пор, пока у нее нет местных клиентов. «Нет клиентов - это не интересно для наших заказчиков», - говорят они. Между тем, названия крупных россий ских министерств, банков, промышленных и телекоммуникационных компаний для них ничего не значат.
Правда, есть другой выход - заказать платное исследование, подписаться на услуги или наладить работу иным способом. Однако это дорого: сотрудничество с каждым аналитическим центром обойдется в $50-70 тыс. в год. Причем нужно поддерживать отношения, по крайней мере, с 5 такими компаниями. Нельзя недооценивать и конкурентов, которые не дремлют и уже плотно работают с аналитиками. Не исключено, что последние уже «хорошо наслышаны» о российских технологиях как раз от соперников.
Предполагается, что часть вопросов, связанных с выходом на международный рынок, возьмет на себя Федеральное агентство по развитию IT-экспорта. Пока трудно предположить, в чем будет заключаться его помощь российскому IT-сектору, но сама идея вызывает серьезные сомнения.
Есть ли у самого государства возможность оказывать эффективную помощь? Известны считанные специалисты в области маркетинга, способные выводить на Запад высокотехнологичные компании. Кроме того, опыт государственной поддержки чего-либо пока не показал однозначно положительных результатов. Чего ждать от такой сложной работы, как стимулирование экспорта IT? Сейчас лучшая поддержка - забота об имидже самой страны, но никак не отдельно взятой отрасли. Мало кто на Западе сомневается в высоком качестве российских технологий. Сомнение вызывает страна происхождения, которая до сих пор ассоциируется в глазах иностранцев с неустойчивостью, ненадежностью и лихоимством. Какой бы хорошей ни была компания, ее прописка заставляет иностранных партнеров задуматься о долгосрочных перспективах сотрудничества. А редкие исключения в лице «Лаборатории Касперского», ABBYY, Luxoft только подтверждают правило.
Какими бы многообещающими ни были заявления чиновников, программу поддержки IT-сектора поджидают многочисленные подводные камни. Пока что у российских компаний остается один выход - надеяться на себя. Казалось бы, географическую экспансию можно обеспечить и собственными силами. Найти или воспитать собственные кадры - задача вполне выполнимая. Остается получить финансирование на маркетинговые расходы. Наиболее очевидный источник - самофинансирование, развитие за счет продаж на внутреннем рынке. Однако это именно то, что вызывает самые большие опасения.
Свои и чужие
Американские и европейские компании имеют в кармане не только мощный инвестиционный капитал, но и внутренний рынок, который обеспечивает стабильность, стороннее финансирование, обкатку технологий. Для выхода продуктовой компании, например, на рынок США необходимо «закинуть в маркетинговую топку» внушительную сумму с шестью нулями. Можно пользоваться хитрыми схемами комбинации бизнесов, но это чрезвычайно трудоемкий и долгосрочный процесс. Пожалуй, наиболее успешный пример в этой области - «Лаборатория Касперского», сначала завоевавшая реноме за счет OEM-продаж и только потом удачно вышедшая в рознице и даже корпоративных продажах. В России же такой проект может обойтись чуть ли не командировочными расходами. Отдача в первом случае туманна, а во втором гарантированна при соблюдении самых простых условий организации бизнеса.
Другими словами, западные рынки находятся под мощным амбарным замком для российских IT-компаний, причем позволить себе купить ключ может далеко не каждый. Таким образом, местные компании спокойно развиваются и копят «жирок» для географической экспансии.
Что же имеют отечественные высокотехнологичные компании? Им даже не приходится думать о внешних рынках - они отстаивают свой собственный. Наши визави имеют за плечами домашний рынок, защищенный натуральным протекционизмом (высокий порог входа, наличие местных клиентов, особенности местного менталитета), внушительные капиталы (как венчурные, так и инвестиционные). Им предстоит работать с заказчиками и партнерами, которые помогают вывести из игры местную компанию, только-только вставшую на ноги. Отечественные СМИ активно поддерживают их акции. Натуральный протекционизм, отказ от гипертрофированного гостеприимства, маниакального преклонения перед иностранными брендами - именно это поможет российским IT-компаниям иметь надежный тыл, который способен самостоятельно финансировать создание новой экономики. Сейчас же получается, что отечественные IT-фирмы живут как чужие среди своих, а иностранцы у нас наслаждаются статусом «свой среди чужих». Ни о какой экспансии, даже при государственной поддержке, речи быть не может. Нам бы свое как-нибудь отстоять, борясь не столько с западными конкурентами, сколько с ментальной беззащитностью рынка.