Информационные технологииStfw.Ru 🔍

Метакультура хакеров: ценности и традиции

2050 год. Генетический программер разбирает очередной кусок генной последовательности и видит следующий комментарий: /* А еti gеnу nаdо bу ubrаt nаhrеn. Аrсhаngеl Gаvriil */ Посвящается Олдосу Хаксл
🕛 12.09.2006, 11:28
Эта необычная статья (или цикл статей - да будет на то воля редакторская), посвящена культуре, традициям и обычаям Хакерского мира. Ломанный ритм повествования жёстким битом отразит верования андеграунда. Здесь нет места последовательной компьютерной истории и удушливым восхвалениям тусовки. Но если вы хотите прикоснуться к тайне, ощутить биение электронной крови, тогда дерзайте - следующие четырнадцать тысяч знаков прожгут ваш мозг. Информация будет свободной, злой и ядовито-прекрасной.

Модель мастерства

Хакерская субкультура - это не цельный монолит устоев и правил. Она похожа на дорогие духи или лоскутное одеяло в ночлежке - делится на десятки составных частей, которые в свою очередь представлены группой первичных элементов. И как тончайший аромат гвоздики в сочетании с бергамотом дарит искушённому миру первую ноту оркестра чарующих запахов, так и фольклорное представление компьютерной реальности, созданное закрытым клубом специалистов, сотворило в середине ХХ века богатую протокультуру. Со временем культура хакеров стала частью общего культурного наследия человечества. В ближайшие десятилетия её значение будет только увеличиваться и выйдет за пределы киберпространства.

Что отделяет ценности хакеров от нормальных человеческих ценностей? В первую очередь - отношение к компьютерам и информации. Когда появились первые компьютеры, доступ к ним был весьма ограничен, а подробной документации не существовало вовсе. Программисты в белых носочках и полистероволых рубашках осваивали Ассемблер, Фортран и другие языки программирования в жутких условиях нехватки знаний. Хакеры того времени - талантливые настоящие программисты, вооружённые высоким IQ, страстью, охотничьим азартом и опьянённые квазисвободой. Они получали чистое удовольствие от искусства написания программы и её отладки. Странная традиция того времени заключалась в «модели мастерства»: хакеры стремились увеличить качество программной продукции. Спустя сорок лет традиция перешла в обычай: настоящий хакер должен программировать «на лету» и желательно без ошибок. Программирование превратилось в искусство. Совершенные программы, отдельные приёмы программирования, удачные алгоритмы могли быть предметом коллекционирования и почитания.

Отсюда остался один шаг до следующей традиции: программный код должен быть свободным и принадлежать всем. Традиция родилась в 70-е гг., когда пользователей конечного программного продукта практически не было. Хорошим кодом должны были воспользоваться все, программы не должны были снабжаться защитой от копирования. Главное - создавать и распространять знания, а не держать их в секрете.

Основные знания: «Information must be free».

Мотивация деятельности

Мировоззрение сетевых разработчиков программ с открытым исходным кодом (то, во что хакеры, как они говорят, верят) - само по себе довольно сложная тема. Все члены сообщества соглашаются с тем, что открытые исходные тексты (то есть свободно распространяемое программное обеспечение, которое может быть доработано и изменено по необходимости) - дело хорошее и достойны того, чтобы тратить на них значительные коллективные усилия. Согласие с этим однозначно определяет членство в сообществе.

Одна из главных черт хакеров - степень фанатизма: разработка свободных программ рассматривается как самоцель. Фанат существует для того, чтобы создать полезные, красивые программы и информационные ресурсы, и затем раздать их, а обычный пользователь просто развлекается с ними и уважает людей, которые их создают. Это, конечно, в идеале фольклорных хакерских идиллий.

Но большинство исследователей склоняются к мнению, что до недавнего времени всеобщей коммерциализации основной мотив действий в хакерской культуре заключался в экономике даров. В культурах даров адаптация происходит не к дефициту, а к изобилию. Они возникают в популяциях, которые не имеют существенных проблем, связанных с нехваткой товаров, необходимых для выживания. Изобилие делает трудным поддержание командных отношений, а отношения по обмену - почти бессмысленной игрой. В культурах даров, общественное положение определяется не тем, чем вы управляете, а тем, что вы отдаете. При рассмотрении под этим углом совершенно ясно, что сообщество хакеров, фактически является культурой даров. В ней нет никаких серьезных ограничений ресурсов для выживания - места на диске, полосы пропускания сети, вычислительных мощностей. Обмен программами свободен. Такое изобилие порождает ситуацию, при которой единственной доступной мерой успеха в борьбе является репутация среди равных по положению.

В каждой культуре даров есть основные причины, по которым добрая слава в сообществе (престиж) стоит того, чтобы работать для ее получения. В первую очередь, наиболее явно заметно то, что хорошая репутация в обществе является первичной наградой. Если некто известен своим великодушием, умом, предприимчивостью, способностью к лидерству, или другими хорошими качествами, ему становится намного легче убедить других людей в выгодах, которые они получат, сотрудничая с ним.

В противоположность этому, в сообществе хакеров работа - самоутверждение. Существует очень строгая система оценки элитности (определяемая лучшими профессиональными достижениями) и сильная установка на то, какого качества нужно было бы (в действительности необходимо) придерживаться для того, чтобы подтвердить свой уровень. Лучшее хвастовство - это код, который «просто работает», и в котором любой компетентный программист может увидеть хорошую вещь. Таким образом, запас знаний в хакерской культуре быстро увеличивается. Впрочем, так было десятилетие назад. Теперь хакеру следует сделать (создать) то, что ещё не бывало и только тогда рассчитывать на признание.

Анализ соревнования репутаций объясняет часто цитируемое изречение о том, что вы становитесь хакером, не называя так сами себя, а только тогда, когда другие хакеры называют вас так. Хакер, которого рассматривают в этом свете, является тем, кто показал (принося дары), что он или она могут это сделать и понимают, как работает соревнование репутаций. Это утверждение - один из главных показателей понимания и усвоения культурных установок, оно может быть высказано только теми, кто уже хорошо их усвоил.

Основные знания: «Вы не можете работать за репутацию, но репутация становится оплатой, если вы делаете свою работу хорошо».

Сленг

Хакеры, как правило, любят словесные игры и очень чувствительны и изобретательны в использовании языка. Эта черта обычно присуща маленьким детям, но образовательная система быстро «излечивает» такую привычку. Таким образом, лингвистические изобретения современного Запада являются хаотическим и бессознательным процессом. Хакеры, по контрасту, воспринимают формирование и использование сленга, как игру, от которой они получают вполне сознательное удовольствие. Поэтому их изобретения отображают практически уникальную комбинацию щенячьего восторга от словесных игр с дискриминацией образованного и мощного интеллекта. Вдобавок, электронная среда, связывающая воедино представителей племени взломщиков, - это подвижные, «горячие» сочленения, одинаково способствующие распространению нового сленга и безжалостному отбраковыванию слабых и закомплексованных особей. Результаты этого процесса дают нам, возможно, сверхинтенсивный и развернутый вид на лингвистическую эволюцию в действии. Хакерский сленг стремится к максимальному упрощению понятий при достаточно богатой описательной части. Он признаёт логику и практичность, не отрицая «живой подход» ко многим вещам. Поэтому он изобилует юмор и самоиронией.

В сленге хакеров специфична не только лексика, но и грамматика. Часто от компьютерных хулиганов можно услышать: «У меня тут есть прерывание по этому вопросу». В силу специфики своей профессии хакеры полны духом пародии и иронии над электронным миром. Поэтому все тексты, вышедшие из-под их рук, обозначаются ярлычком HHOS (в переводе на русский: ха-ха, только серьезно!).

Хакерский слэнг не абстрактно-самобытен и находит вполне материальное воплощение в Хакерском Жаргонном Словаре, содержащем более 2300 словарных и обзорных статей по хакерскому сленгу и хакерской культуре. Все они являются общественным достоянием, поэтому материалы словаря можно свободно использовать и распространять.

Основные знания: «Keep It Simple, Stupid».


Фольклорные и мифические представления

Хакерский фольклор - это не только законы Мерфи (о которых мы ещё поговорим), юмор и песни, но и тот туман тайны, который сами хакеры распространяют вокруг себя. Одной из главных особенностей «одержимого» программиста называют сходство с игроком в рулетку: при работе за компьютером, у программиста присутствует элемент неопределенности, он может верить в существование особого характера у компьютера или программы. Часто у программистов существуют особые приметы, помогающие им «уговорить» машину работать, любовь или антипатию компьютера к каким-то командам или клавишам. Третья особенность работы фольклорного хакера состоит в том, что «игра, которую разыгрывает вычислительная машина, определяется системами идей, диапазон которых ограничивается только пределами воображения человека, физические границы для событий, происходящих внутри вычислительной машины на электронном и механическом уровнях, с точки зрения этой игры несущественны». Возможно, этим и объясняется мотивация программистов, пользователей, хакеров: можно самим писать пьесы и ставить их в театре, свободном от любых ограничений. Программист вычислительных машин - творец миров, в которых он сам является единственным законодателем. Но миры практически любой сложности можно создавать в форме программ для вычислительных машин. Более того, определенные и построенные таким образом системы исполняют собственные запрограммированные сценарии.

По фольклорным представлениям большинство из хакеров люди с какими-либо недостатками, будь то излишняя полнота, или нелегкое детство: разбитые семьи, наркотики и отсутствие полноценного общения и со сверстниками, и со взрослыми. Например, детство Сьюзен Сандер (девушка-хакер) описывалось следующим образом: «Ей было лет восемь, когда она нашла утешение в телефонных разговорах». Её дальнейшую судьбу характеризовали как своего рода гиперкомпенсацию: Сьюзен научилась проникать в компьютеры оборонного комплекса, была довольно популярна среди своих «коллег» и «буквально упивалась своей властью». С другой стороны, когда начались первые судебные разбирательства по поводу компьютерных преступлений, Сьюзен быстро переквалифицировалась в специалиста по компьютерной безопасности.

Другой общей чертой всех фольклорных героев является настойчивость, упорство в достижении цели. Хакеры должны обладать высокими волевыми качествами, так как часто их деятельность требует длительных усилий, долгой, однообразной работы, без подкрепления «промежуточных» результатов.

Каждый раз, идя на не совсем законную сделку, хакеры «объясняют» себе ее значение с рациональной точки зрения. Например, продаже Советскому Союзу сведений о военных базах США было найдено объяснение как целого проекта «Эквалайзер», в котором хакеры делают все возможное, чтобы не допустить преимущества одной сверхдержавы над другой, и таким образом обеспечивают мир на Земле.

Другой частый случай в истории хакерства - сравнение себя с литературными героями, проецирование ситуации на описанные в фантастической литературе события. Так, даже во время заседания суда некоторые из подсудимых-хакеров оправдывали свои действия тем, что чувствовали себя героями киберпанковской литературы.

Другая типичная картина в историях - неудачный опыт взаимодействия с обществом в детстве: неполные семьи, несложившиеся отношения со сверстниками, одиночество. Многие авторы подчеркивают в своих публикациях значение такого опыта в жизни хакера, фактически решающего его судьбу.

Основные знания: «Вы никогда не поймёте кто такие хакеры, не став хакером».

Мораль и этика

У этики хакеров есть два значения. Первое: декларация свободы информации; подчеркивается, что любая информация должна распространяться свободно, быть доступной всем. Второе определение касается взлома программ: в нем нет ничего аморального. Авторы признают тот факт, что большинство хакеров принимают первое определение этики, часть принимает и второе. Общепризнанным является мнение о том, что все хакеры должны свободно обмениваться информацией.

Другая характеристика членства - степень враждебности к коммерческому программному обеспечению и/или компаниям, воспринимаемым как доминирующие на рынке коммерческого программного обеспечения. От полного неприятия коммерческого (проприетарного) софта до стремления использовать свободные программы в коммерческих проектах.

Интересный момент в хакерской культуре: она сознательно не доверяет и презирает самомнение и побуждения на основе «эго» - самопродвижение по службе имеет тенденцию беспощадно критиковаться, даже когда сообщество, как кажется, может извлечь из этого пользу. Поэтому, фактически, «сливки сообщества» и старейшины, чтобы поддержать свой статус, обязаны высказываться мягко и шутливо, с самоиронией в каждой фразе.

Некоторые авторы связывают появление «субкультуры» хакеров с движением хиппи, которое «понимая свое нахождение на пороге эры мирового сообщества информатизации, видело перспективы глобального общения на основе творческой свободы выражения мыслей, идеалов, убеждений». В таком контексте принцип свободы информации обычно связывается принципами хиппи, другими идеалами субкультуры хакеров являются «бесплатность и доступность любой информации, недоверие к властям и осознание прогрессивной роли компьютерных технологий». Исследователи указывают на то, что хакерство представляет собой «контркультуру», противостоящую официальному обществу. Необходимо заметить, что для этого есть основания. Так, в 1996 году в ответ на принятие в США «Телекоммуникационного акта» Дж. П. Барлоу, один из основателей организации по защите прав граждан Сети, опубликовал «Декларацию Независимости Киберпространства». В ней автор утверждает независимость социального и информационного пространства от государства и правительства и тех законов, которые они «пытаются навязать» в Киберпространстве. Автор противопоставляет материальный мир, в котором признается частная собственность, информационному пространству, которое состоит из «взаимодействий, отношений и самой мысли», в котором «мы формируем наш собственный Общественный Договор».

Основные знания: «Мы - творцы, мы создаём на своих компьютерах новое искусство и новую красоту. Компьютеры изменят вашу жизнь к лучшему!».

Информационная безопасность   Теги:

Читать IT-новости в Telegram
Информационные технологии
Мы в соцсетях ✉