Какие IT нужны сегодня средним предприятиям
Как ни удивительно, сегмент предприятий среднего масштаба последние год-два довольно слабо охвачен на большинстве мировых рынков корпоративных информационных технологий. Александр Черников
🕛 16.12.2005, 05:45
Как ни удивительно, сегмент предприятий среднего масштаба последние год-два довольно слабо охвачен на большинстве мировых рынков корпоративных информационных технологий. Сегодня инициатива в этом направлении исходит скорее от потенциальных заказчиков, чем от разработчиков. Исследование Aberdeen Group, датированное октябрем текущего года, отмечает ряд любопытных тенденций, многие из которых, видимо, будут играть ведущую роль в создании новых решений в ближайшие несколько лет. Одна из легенд, которыми постепенно обрастает направление корпоративных информационных технологий, описывает разговор двух руководителей предприятий (отечественного и западноевропейского) о внедрении ERP-системы. «У меня, - гордо сказал наш соотечественник, - внедрена самая современная система». Его собеседник, чье предприятие было на порядок крупнее, ответил: «А я пока не могу себе этого позволить».
Эта история относится к началу нынешнего века, когда начинающие терять клиентов западные разработчики больших и дорогих ERP-систем устремились на рынок СНГ со своими быстро устаревающими продуктами. Затем началась серия покупок и слияний, оставив на слуху Oracle и SAP, конкурирующих за крупных клиентов с новыми моделями построения своей информационной «экосистемы», Microsoft, занимающую все еще не слишком ясную позицию, и ряд продуктов, которые сейчас либо законсервированы, либо подстраиваются под работу в среде .NET или J2EE.
Результаты ежегодного опроса предприятий, проводимого Aberdeen Group, свидетельствуют о растерянности в стане средних компаний, которых, во-первых, уже не устраивают локальные системы (частично устаревшие, частично не поддерживаемые исчезнувшими разработчиками), а во-вторых, подгоняют более расторопные конкуренты.
В этом исследовании только 18% респондентов составили компании с численностью персонала свыше 1 тыс. человек, а более двух третей насчитывали 500 и менее сотрудников. Учитывая, что в украинских структурах картина практически такая же, результаты опроса должны быть довольно интересными для них.
В отчете также приведены данные, которые, как правило, интересуют заказчиков в первую очередь - во сколько обойдутся им новые информационные технологии. Если говорить только о покупке лицензий, то диапазон достаточно широк - от 10 тыс. до 350 млн долл. (но верхнее значение не должно вызывать шок - это единичные случаи для специфических предприятий). В Северной Америке большинство средних компаний уложились в 125-500 тыс. долл., а в Европе - вообще в 7,5-30 тыс. евро.
Существует несколько причин для разработки средними фирмами более эффективных корпоративных стратегий, учитывающих в том числе и использование информационных технологий. В текущем году, когда на рынке наблюдается некоторое оживление, 78% компаний хотели бы увеличить свои доходы, 51% сообщил, что им все еще необходимо сокращать эксплуатационные расходы. В прошлом, более скудном, году картина была чуть ли не обратной - фирмы стремились сэкономить практически на всем.
Любопытно, что меньше всего волнует средние компании неуверенность в государственной экономической политике и процентных ставках, а также в международном положении (война, терроризм и т. п.). Исследователи исходя из этого делают вывод, что относительно небольшое и не глобальное предприятие имеет высокую устойчивость и способно работать едва ли не в любых экономических условиях. Например, 41% респондентов ответили, что не нуждаются в модернизации или обновлении ресурсов и оборудования, зато 66% из них активно используют или внедряют методы бережливого производства (Lean Operations).
Больше всего компании озабочены взаимоотношениями с поставщиками, усматривая в этой области серьезные резервы для улучшений. Пока только каждая седьмая средняя фирма использует ПО класса SCM, но 51% опрошенных собираются купить его в ближайшие 12 месяцев. И все же две главные тенденции в модернизации бизнес-процессов - стремление получить лучший персонал и расширить клиентскую базу. Только одна из каждых 15 компаний сообщила, что с персоналом у нее все в порядке и ей не нужно прилагать дополнительные усилия. Зато шумно обсуждаемые в специальной печати вопросы совместимости корпоративных процессов и использования единых сервисов пока не играют для заказчиков этого сегмента сколько-нибудь заметной роли.
Отдельно следует сказать о распределенности компаний (рис. 1). Как выяснилось, почти половина фирм среднего размера имеет более пяти географических площадок. Почти столько же сообщили о том, что их ERP-система охватывает все предприятие (рис. 2). Очень любопытным является вывод о том, что средние компании срочно обзаводятся именно интегрированными системами ERP-класса (рис. 3) - почти треть из них купили решение менее года назад. Зато только 1% собирается заменять свои любимые и давно используемые локальные системы best-of-breed аналогичными современными (рис. 4).
Покупая интегрированное ERP-решение, компании прежде всего надеются с их помощью достичь улучшения понимания финансовых процессов и отчетности, стандартизировать свои бизнес-процессы, повысить прозрачность операций (рис. 5). На наш взгляд, здесь уместно вспомнить слова Генри Форда, произнесенные около века назад, о том, что текущая деловая деятельность должна обеспечиваться системой, а не «гениями организации». Именно за это в наибольшей степени средние компании ценят ERP-решения. А вот экономия на IT и персонале оказывается в данном случае совсем не главной.
Вообще, значимость IT, предлагаемых сегодня разработчиками средним компаниям, очень неодинакова. Самой «горячей» темой является использование CRM-систем, а самой «прохладной» - применение RFID. Если с CRM все более или менее понятно - даже мелкие фирмы обзаводятся системами этого класса, то RFID в последнее время обсуждается очень широко - но кем? Теми, кто работает по очень крупным заказам, например с Wal-Mart или Министерством обороны США. Скорее всего, средние предприятия обратят внимание на RFID только тогда, когда не смогут без этой технологии быть партнерами крупных компаний - или же стоимость радиочастотных меток достигнет приемлемых для них значений.
Довольно интересны ответы на вопрос о том, что учитывается предприятиями при определении того, насколько успешно работает информационная система. Наиболее часто используемыми параметрами оказывались все-таки стоимость поддержки приложений или решений наряду с удовлетворенностью пользователей (рис. 6). А вот техническое исполнение системы заботит только четверть респондентов. Возможно, это связано с тем, что дополнительная надежность за каждую лишнюю «девятку» требует затрат, возрастающих в геометрической прогрессии. Да и нужно это, в основном, в случаях, когда несколько минут простоя могут обойтись корпорации в миллионы долларов. Если же с объемом информации компании, применяющей десяток-другой рабочих мест, справляются относительно небольшие и недорогие серверы, то при наличии средств резервирования и восстановления данных сбой становится явлением, бесспорно, неприятным, но не смертельным при конкурентной работе всего нескольких пользователей.
Наконец, нельзя не привести результаты опроса по ROI. Шум вокруг этого параметра активно поддерживался примерно три-четыре года назад - как последний аргумент умирающих ERP-разработчиков, старающихся продать еще несколько лицензий в условиях общей насыщенности рынка и наметившегося экономического спада. Рис. 7 показывает истинную картину с точки зрения пользователя. У большинства средних компаний значение ROI составляет менее 50%. Это значит, что система окупится только через несколько лет. И уж точно не следует верить утверждениям, что у кого-то инвестиции вернулись в течение квартала.
Еще одной темой, пролить свет на которую пыталась Aberdeen Group, стало отношение средних компаний к аутсорсингу. После всплеска моды на передачу части собственных затратных подразделений в страны с меньшей стоимостью рабочей силы оказалось, что часто это становится невыгодным из-за худшей управляемости, недостаточного качества или соображений корпоративной конфиденциальности. Средние компании и здесь находились далеко не в авангарде. Они учли ошибки крупных корпораций и реалии аутсорсинга и выработали свою позицию по отношению к нему.
Наиболее оправданным оказалось отдавать на откуп субподрядчикам всевозможные необходимые организации закупки. При этом централизованные закупочные фирмы одновременно обслуживают многие предприятия, решая вопросы, связанные с согласованием ведомостей, оплатой, логистикой и т. д., и обеспечивают реальную экономию ресурсов. Почти 70% опрошенных высказали в целом положительное отношение к этому виду аутсорсинга.
А вот информационные технологии две трети средних компаний не собираются передоверять чужакам (только 10% сообщили об обратном). Около 60% респондентов предпочитают также самостоятельно вести кадровую работу, считая, что наем рабочей силы - слишком серьезное дело, чтобы доверять его стороннему агентству. Самый большой разнобой связан с финансовыми услугами, где голоса разделились примерно поровну - в зависимости от отрасли, географического расположения и распределенности компаний.
С другой стороны, нужно отметить, что в каждой из перечисленных областей часть предприятий (от 19 до 39%) «подумывает» об использовании аутсорсинга, хотя реальные планы на ближайшие 12 месяцев имеют только 5-7%. Такая осторожная позиция свидетельствует о выжидательном отношении средних компаний к ближайшему будущему, и они не хотят тратить деньги на не очевидно выгодные проекты.
Приведенные выше диаграммы и комментарии вовсе не означают, что предприятия должны отказаться сегодня от использования информационных технологий. Доля здорового скепсиса не помешает, но, тем не менее, Aberdeen Group, сравнивая лучшие, типичные и отстающие в отрасли компании, сделала уверенный вывод о том, что чем успешнее предприятие на рынке, тем сильнее оно стремится применять IT. Именно так, а не наоборот, и это связано прежде всего с выработкой и реализацией общей корпоративной стратегии.