Бабушки в Сети: "Научиться компьютеру - это как выучить китайский"
🕛 25.07.2012, 05:00
Сейчас с «Бабушкой Онлайн» в социальной сети «В Контакте» дружат свыше 2 тысяч человек, эта страничка Аси Константиновны Нестеровской стала официальным представительством программы обучения пенсионеров компьютерной грамотности в этой социальной сети. Здесь она организует встречи, предлагает бесплатные билеты на концерты и общается с многочисленными участниками программы «Бабушка-онлайн»-«Дедушка-онлайн».Ася Константиновна Нестеровская – вице-президент «Ассоциации ветеранов, инвалидов и пенсионеров» и «ярая общественница», как она сама говорит о себе. В кризисный 2008 год она стала инициаторам социальной программы по обучению пенсионеров компьютерной грамотности в Санкт-Петербурге. Тогда она сумела найти 4 компьютера, заручилась поддержкой добровольцев, которые поверили в ее идею, и с энтузиазмом и «без копейки денег» взялась за организацию бесплатных курсов для пожилых людей. Открытие первого центра из тех самых 4 компьютеров состоялось в День пожилого человека, 8 октября. Сейчас социальная программа уже переросла северную столицу – и при поддержке Правительства и компаний Intel и «Ростелеком» пошла в регионы.
О том, что есть возможность обучиться компьютеру, пенсионеры узнают в социальных учреждениях, газетах и по телевизору. О том, как развивалась программа, что она дает пожилым людям и с какими трудностями они сталкиваются, мы побеседовали с Асей Константиновной во время открытия 90-го центра в Доме молодежи Василеостровского района в Санкт-Петербурге.
О страхах
Всю эту программу и стратегию я строила через себя. Мне безумно страшно было подойти к компьютеру. Было ощущение, что это что-то инородное, что я не сумею. Казалось, научиться компьютеру — это то же самое, что выучить китайский язык. И что я обязательно что-нибудь сломаю. Обязательно. Но у меня была безвыходная ситуация, когда моя безграмотность стала затруднять мою работу, мое общение с людьми, которые мне нужны, необходимы — и в работе, и в жизни. Я потихоньку стала преодолевать себя. И когда уже разрабатывали программу, в ее основу мы взяли преодоление психологического барьера. Мы показывали на примерах других людей, как справляются они. Хороший пример должен быть заразительным, а тем более в нашем поколении, которое выросло при советском строе. Для них это такой момент — «А что, я не могу? Я тоже могу!». Благодаря поддержке СМИ нас постоянно показывали по телевизору (я организовывала разные события — то открытие центра, то выпускной вечер), и люди видели, каково это. Потом мы привлекли профессиональных психологов, которые разработали мастер-класс, и перед запуском групп с ними встречается психолог, который их настраивает, чтобы им не страшно было подойти к компьютеру.
О безопасности
Один раз я сильно вляпалась. Я была одна в офисе, только-только чему-то научилась (наши добровольцы научили меня), включила компьютер и стала искать открытку с россыпью жемчуга. Вот взбрело мне такую открытку найти. Открывается ссылка - и все, и я попала. Я увидела то, что даже в страшном сне представить себе не могла. Бегаю по офису и думаю, что же мне делать. Вдруг кто-то увидит это безобразие и подумает, что я занялась поиском таких вещей. Звоню руководителю нашего технического отдела и говорю: «Пожалуйста, не подумай ничего плохого, спаси меня». И вот он два дня лечил компьютер. Поэтому я считаю, что в программе очень важно проводить мастер-классы по безопасности и предупреждать людей нашего возраста о таких вещах.
Ты включаешь компьютер, заходишь в Интернет и должен четко понимать, для чего ты это делаешь. Или пообщаться с друзьями, или целенаправленно найти какую-то информацию. Работать в социальных сетях, в интернет-ресурсах — надо учить.
О самом важном
Меня спрашивают, почему вы так рьяно боретесь за эту программу и реализовываете ее. Я говорю: «В корыстных целях». В чем моя корысть? Через несколько лет я сама стану пенсионером, и я хочу до этого времени хоть как-то изменить отношение к людям старшего возраста у общества, и особенного у молодого поколения. В последнее время разрыв связи поколений колоссальный. Люди, выросшие в советскую эпоху, те, кто верил в то, что они делают и строили это государство — остались практически за бортом, когда случилась перестройка, а информационные технологии шагнули вперед с огромной скоростью. Для них эти курсы должны быть бесплатны. Государству надо отдать им дань за то, что оно их в некотором смысле предало в определенный момент. Сегодня власть участвует в этой программе, и к этому были приложены колоссальные усилия, чтобы они поверили, чтобы поняли. Все было очень не просто, все было очень тяжело, потому что все мы это строили абсолютно на голом энтузиазме.
О счастье
Люди ищут счастье каждый день, но счастье состоит из маленьких крупиц. Счастье для меня лично — это быть полезным, мне безумно нравится быть полезной другим и делать то, что мы сейчас делаем. И у нас сейчас собралась именно такая команда, и рядом стал бизнес, которому тоже нравится то, что мы делаем. Корпорацию Intel на самом деле мы не звали. Intel присматривалась к нам, убедилась, что эти ребята реально взялись за дело, что мы хотим сделать дело и получить результат. Именно Евгений Викторович (прим.ред. Закаблуковский Е.В. - директор корпорации Intel в России по связям с общественностью) один из первых, кто понял суть программы, и сказал «Ася, давайте мы вас поддержим».
Про финансирование
В первый год власти Санкт-Петерубрга дали нам 150 тыс. рублей. На тот период у нас уже было открыто 24 центра. На следующий год это было 1,5 млн рублей. На сегодняшний день — это 24 млн рублей. Корпорация Intel выделила нам очень грант в размере 6 млн рублей, плюс они обеспечивают нас б/у техникой, это суперпрофессиональные ноутбуки. На этот выделенный грант мы закупаем новые ноутбуки и везем их в регионы. Именно новой техникой открываем каждый первый учебный центр. Чтобы сэкономить — на плацкарте ездим, на своем горбу везем эти ноутбуки — главное, чтобы открыть.
Про Интернет
Все новости сейчас я узнаю из Интернета. Телевизор включаю только чтобы посмотреть «Мою планету». Потому что мы Андреем Понкратовым очень большие друзья «В Контакте», и я люблю этот телеканал.
У меня есть две кошечки и собачка, и когда я остаюсь одна, для меня это такое удовольствие — зайти в Facebook, пообщаться со своими друзьями. Например, я никогда не готовила блинов и не знаю, как их делают. И раз - рецепт посмотрела. Это очень интересно, это отвлекает от одиночества.
Если мне что-то нужно, я могу за минуты через Интернет донести информацию. Вот нам выделили 200 билетов, сейчас у нас в группе больше тысячи человек, мы пишем «Выделены билеты в таком-то количестве». Ровно на следующий день люди стоят у входа, и билеты розданы. А вы представляете, как организовать работу со столькими людьми? Это нереально. Невозможно дозвониться до каждого, потому что ты физически это не сможешь сделать, и событие уже пройдет.
Про другие проекты
В рамках этой программы я запустила проект «Интернет - сцена артистов», где безвозмездно наши артисты выходят в онлайн и общаются с нашими бабушками и дедушками. Когда ты сидишь перед большим экраном, а с тобой общается Нина Усатова, Евгений Дятлов, Анастасия Мельникова, Юрий Гальцев.
Когда выступал Анвар Либабов, мимо экрана проходила бабушка «Ой, это что, сериал?». А он ей говорит «Так, так, иди сюда! Подойди ко мне!». Она так удивилась, что он ее видит и она может ему вопрос задать.
Программа «Бабушка-онлайн» сама по себе дает навыки, дает основу, на нее мы нанизываем остальные проекты «Интернет-сцена артистов», социальный туризм «Саквояж», «Культурный досуг», социально-сервисная служба на дому, там туча возможностей, которые посредством интернет-технологий на сегодняший день можно реализовывать. Мне это безумно нравится.