Зеленая улица для фрилансера или Модель непрерывного денежного потока
Технология управления доступностью кадровых ресурсов СмартСтаффинг создает правовые и технологические условия для непрерывного заработка фрилансера, внештатного специалиста. ТИМ ФОРС
🕛 11.12.2012, 01:31
Стать профессиональным фрилансером и работать «на себя, когда захочется и зарабатывать столько, сколько необходимо» - хрустальная мечта любого специалиста, приобретшего определенный опыт и навыки, работая в штате. Но перед тем как выйти в свободное плавание на рынок фриланса, хотелось бы знать, какие у него перспективы, тенденции и можно ли здесь заработать достойные деньги. Информацию на эту тему приходится собирать по крупинке, опираясь не столько на скудные исследования рынков, сколько на опыт и мнения авторитетных людей. Однако суммируя наблюдения и факты, можно сделать очевидный вывод:
С каждым годом фрилансеры в России будут все более востребованы. Почему?
1. Привлекать фрилансеров выгодно работодателю.
Не нужно нанимать на постоянную работу специалистов, услуги которых требуются лишь временно. Несмотря на более высокие ставки их труда, независимые подрядчики обходятся компаниям в разы дешевле, чем штатные работники, которым приходится регулярно выплачивать зарплату, несмотря на их простои и неэффективность.
Высококлассные специалисты, точнее их профессиональные компетенции – основные ресурсы для современных компаний. Тем не менее, в идеале работодатель предпочитает иметь непрерывный удаленный доступ к этим ресурсам, подключая их в те моменты, когда в них есть оперативная необходимость (3-4 часа сегодня – 5-6 часов через неделю). И платить исключительно за успешно выполненные задачи. При этом никаких затрат на организацию рабочих мест и минимум социальных обязательств.
2. Армия фрилансеров стремительно растет.
Конечно, российскому фрилансу еще далеко до Соединенных Штатов, где более 17 млн. человек трудится в удаленном режиме, однако два кризиса – и ожидаемый третий значительно увеличили цифры статистики в России. Согласно исследованию, проведенному в 2011 году Высшей школой экономики, более 3-х млн. россиян подвизаются в качестве фрилансеров.
Более половины армии «освобожденного труда» - убежденные фрилансеры с навыками и опытом конкретных специалистов, для которых удаленная работа стала единственным источником дохода.
3. Меняется возрастной и качественный состав фрилансерского сообщества
Если ранее фриланс считался уделом 18-23-летних студентов и недо-специалистов творческих профессий, пробующих демпинговать во фрилансе в надежде избежать тоскливого офисного рабства, то сейчас возрастная планка сдвинулась на 27-30 лет. В этой сфере все более активно проявляют себя весьма серьезные специалисты традиционно оффлайновых профессий: юристы, бухгалтера, менеджеры по персоналу, проектировщики и консультанты.
Работники vip-уровня обращают на себя усиленное внимание серьезных заказчиков, несмотря на то, что уровень дохода внештатного эксперта порой в разы выше, чем зарплата офисного специалиста, обладающего тем же функционалом.
4. Проектная/контрактная схема работы получает все большее распространение в современном мире.
В некоторых сферах современного рынка с каждым днем возникает все больше возможностей для контрактной занятости. Контракторы – это внештатные специалисты, которые работают не за фиксированную зарплату у одного работодателя, а по временным контрактам у нескольких работодателей (иногда одновременно), продавая свое рабочее время по определенной почасовой ставке.
Как правило, это вполне сложившиеся профессионалы с подтвержденной экспертизой, портфолио проектов, положительной репутацией и связями в своей среде. В отличие от офисного планктона, для которого жизнь без гарантированной финансовой подушки «пятого и двадцатого» равносильна выходу в открытый космос без скафандра, они готовы самостоятельно продвигать свои услуги на рынке труда, подбирая себе надежную компанию, выгодный проект и уровень своей загрузки в проекте.
В целом ряде случаев работодателю удобно подключать удаленного работника на согласованный срок к уже сложившейся штатной проектной команде. В рамках конкретного проекта фрилансер имеет большую свободу действий – и больший уровень получаемого дохода, нежели те, кто состоит в штате.
5. Фрилансеры в состоянии обеспечить работодателю высокий уровень качества.
Как ни крути, а ответственность человека, чей доход напрямую зависит от конечного результата и качества выполненной работы, намного выше. Профессиональные фрилансеры дорожат своей репутацией, поскольку получение хотя бы одного негативного отзыва может зарубить его карьеру на корню.
Очевидны и преимущества фрилансеров перед аутсорсинговыми компаниями. Во-первых, заказы и проекты выполняют все же не компании, а люди - во-вторых, находясь в режиме полной зависимости от заказчиков, независимые подрядчики наиболее внимательны к клиентам и стремятся выполнить работу на максимально высоком уровне.
Очевидное следствие: рынок фриланса будет активно развиваться. Признаки этого:
6. Интенсивно развивается Интернет и информационные технологии
Интернет – одновременно и кузница, и житница фриланса. Все общение фрилансеров с заказчиками и между собой осуществляются в основном через Интернет. В то же время работа большинства фрилансеров связана с удовлетворением нужд Интернета. Во фриланс-среде быстро распространяются и активно используются все новинки современных средств коммуникаций: быстрый Интернет, видеоконференции, софт-сервисы для командной работы на расстоянии. Можно не сомневаться в том, что «облачные» технологии, позволяющие создать единую коммуникационную среду по всему миру для заказчиков и поставщиков услуг, в самое ближайшее время будут использоваться именно на рынке фриланса.
7. Появляются новые технологии занятости, удобные для фрилансера
Ахиллесова пята фриланса – невозможность для независимого подрядчика планировать свою загрузку, а значит и свой доход. Выполняя очередной заказ, фрилансер не имеет никаких гарантий, что сразу же по его окончании получит следующий. Высока вероятность того, что некоторое время ему придется сидеть без работы. При этом даже самый благополучный продавец услуг затрачивает свое основное время вовсе не на работу, за которую ему платят, а на решение тех организационных задач, от которых был избавлен работодателем, работая в штате: поиск новых заказчиков и заказов, общение с клиентом, согласование условий оплаты, а в случае открытия независимым подрядчиком своего ИП, - еще и бухгалтерская и налоговая отчетность.
Кроме того фрилансер несет серьезные риски - выполненный заказ может оказаться полностью или частично неоплаченным, поскольку заказчиков-кидал на рынке предостаточно. Указанные проблемы являются тем камнем преткновения, который останавливает многих специалистов от окончательного перехода на фриланс.
Радикально изменяет ситуацию на рынке фриланса появление новой модели занятости – СмартСтаффинг, согласно которой работодатели фактически становятся агентами по продаже – и одновременно покупателями свободного трудового времени работника. По этой технологии работодатель, не нанимая Вас в свой штат, на основании договора об оказании услуг оплачивает и получает в пользование на определенное время, необходимое для выполнения той или иной работы, Ваш главный рыночный «товар» - Вашу профессиональную компетенцию (умения и навыки).
Благодаря тому, что необходимые услуги в СмартСтаффинге оказывают друг другу сами работодатели (по схеме B2B «бизнес для бизнеса»), Вы получаете возможность зарабатывать, «пропуская через себя» неограниченный поток заказов от разных работодателей, контролируя свою загрузку и темп работы, сообразуясь только со своими возможностями и потребностями. Работа поступает к Вам через оператора по заранее запланированному и обсужденному с Вами графику и оплачивается на основании почасовой ставки, соответствующей Вашей квалификации. Уровень качества Вашего труда определяется и контролируется с помощью современных методик и рейтингов. Все обеспечивающие зарабатывание денег заботы, включая правовые и налоговые, снимают с Ваших плеч, договариваясь между собой, Ваши работодатели.
Разумеется, все свободное время, которое Вам необходимо для того, чтобы вести полноценную жизнь: общаться с близкими и друзьями, путешествовать, заниматься самообразованием и развлекаться, - то время, ради которого собственно Вы и стремились во фриланс, остается целиком в Вашей собственности – и, благодаря системе СмартСтаффинга, этого времени будет высвобождаться намного больше. Вы на самом деле сможете работать, когда захочется и зарабатывать столько, сколько Вам необходимо.
8. Усиливается стремление фрилансеров к профессиональной самоидентификации и легализации своей деятельности
К сожалению, в российском законодательстве пока не существует понятия «фрилансер». Отсутствует и законодательное регулирование временных и контрактных форм труда. Однако при B2B–отношениях, предполагаемых СмартСтаффингом, каждая сделка легитимна, поскольку осуществляется между юридическими лицами - работодателя с работодателем. Для фрилансера, вписанного в корпоративную систему отношений в качестве конкретного исполнителя, это означает, что оплата его труда и его интересы гарантированы не только законом, но и репутацией серьезных компаний, заинтересованных в поставках друг другу качественных услуг и взаимном соблюдении всех условий.
9. Развивается инфраструктура, позволяющая фрилансерам планировать свою загрузку и больше зарабатывать.
Большинство фрилансеров – от новичков до профи – сегодня сосредоточена на Интернет-порталах удаленного найма, или так называемых «биржах фриланса», где заказы работодателей распределяются с помощью тендеров. Наибольшей популярностью пользуются узкоспециализированные фриланс-биржи различных профессиональных «гильдий». Однако при ближайшем рассмотрении, эти ресурсы не решают основную задачу фрилансера – организацию непрерывного денежного потока с помощью планировании загрузки.
При всем их разнообразии работают по одной и той же модели B2C (Business-to-Consumer) - т.е. доступ к сайту есть и у организаций, и у любого физического лица. Понятию «биржа» эти ресурсы не соответствуют, поскольку все участники настоящей биржи – юридические лица. Фактически это крупные, слабо структурированные каталоги (базы данных) фрилансеров. Работодателям также рекомендуется публиковать на порталах профили своих проектов. Однако подавляюще большинство заказчиков предпочитает не тратить на это время, а искать «своего» исполнителя в биржевом каталоге, который строится по убыванию рейтинга в системе.
Чрезвычайно сложно найти здесь фрилансера с определенными подтвержденными навыками и опытом, в конкретный момент или на определенный период времени. Но даже редкая встреча заказчика с «тем самым» исполнителем не гарантирует доступности фрилансера: неизвестно, свободен ли он в данный момент от других проектов, согласиться ли на условия работодателя по оплате и срокам и т.д.
Как правило, выбор заказчика, которому нужно решить свою проблему, падает не на того, кто больше подходит по задачам проекта, а на того, кто доступнее, то есть находится ближе, прямо перед глазами. Как известно, все B2C-порталы развивают платные сервисы, которые созданы для удобства работодателей, но оплачиваются соискателями. Для того чтобы увеличить вероятность того, что заказчик найдет и выберет их профиль среди тысяч похожих, фрилансеры непрерывно проплачивают верхние строчки рейтинга или топовые позиции «выдачи» во внутренних поисковых системах.
Реальные компетенции и опыт фрилансера на этих порталах проверить невозможно, если не считать портфолио и положительных отзывов от прежних работодателей, но, не секрет, что сногсшибательные портфолио нередко «заимствуются», а отзывы поручаются хорошим знакомым.
Непрерывно «толкаясь локтями» на «биржах фриланса», можно время от времени получать разовые работы, однако шансы на регулярные заказы крайне малы. Зачастую из-за вынужденных простоев фрилансер зарабатывает в долгосрочной перспективе даже меньше, чем специалист, регулярно получающий зарплату. А стоит ему заболеть или уехать в отпуск, обращения «старых» клиентов резко уменьшаются.
Тем не менее, задачу по созданию непрерывного потока заказов для специалистов все же оказалось возможно решить на B2B-площадках, использующих технологию управления доступностью кадровых ресурсов - СмартСтаффинг. Эти порталы, которые с недавнего времени начали появляться в разных сегментах рынка, с гораздо большим основанием можно назвать биржами занятости, так как все сделки по кадровым ресурсам здесь осуществляются только между компаниями. Работодатели, зарегистрированные на площадке, являются юридическими представителями интересов физических лиц - специалистов, предлагающих свои услуги.
На B2B-площадках СмартСтаффинга не исполнитель старается привлечь внимание заказчика, а наоборот, заказчик заинтересован и делает все возможное, чтобы исполнитель мог гарантированно и непрерывно, по определенному заранее графику, продавать свои профессиональные компетенции (знания, навыки и опыт) и регулярно получать деньги за работу. Это становится возможным за счет публикации на площадке "таймслота доступности" специалиста - так называется сменяемая информация о профессиональной характеристике (квалификация и т.д.), количестве времени, когда специалист готов поработать и его базовой ставке (стоимость чел/часа или чел/дня). Найдя в системе специалиста, который точно соответствует параметрам предстоящей работы, работодатель может зарезервировать таймслот или прямо на площадке заключить с его представителем двусторонний договор на оказание услуг данного специалиста. Не найдя подходящего для себя варианта, заказчик публикует в системе информацию о своем заказе и требующейся для его выполнения квалификации специалиста. Запрашиваемую квалификацию специалиста и законность сделки гарантирует Оператор B2B-площадки.
Можно не сомневаться в том, что создание правовых, технологических условий для того, чтобы внештатный специалист имел постоянный, не ограниченный ничем, кроме своего желания, заработок, не только обеспечат «зеленую улицу» для развития фриланса, но и позволит многим сегодняшним убежденным фрилансерам выстроить в будущем полноценный бизнес на основе предоставляемых услуг.