Информационные технологииStfw.Ru 🔍

Веб 3.0: от коммуникации к сотрудничеству

В этой заметке я рассматриваю переход Веба от версии 1.0 к 3.0 по одной лишь линии развития: трансформации знания. Не отрицаю других линий, но пока оставляю их за скобками.
🕛 17.04.2008, 13:53
О ВЕБ 2.0

Существенным свойством Веб 2.0 считается UGC (user generated content). Полагается, что «новые» сайты отличаются от «старых» тем, что контент производят сами пользователи сайта, а не администрация, как в Веб 1.0. Акцент ставится на пользователях, и можно рассмотреть что получится, если акцент сместить на «контент». В этом случае новые сайты будут отличаться от старых тем, что администрация (коллектив профессионалов, редакция, владельцы и пр.) производила не контент, а что-то другое.

Мне думается, что для Веб 2.0 свойство UGC - одна из многих черт кардинального сдвига, который произошел в Интернете в конце 90-х. Этот сдвиг, переход от Веб 1.0 к Веб 2.0, состоит в переходе от индивидуума к массе. Сеть во второй версии стала массовой. А характеризуется этот сдвиг, на мой взгляд, двумя противоречивыми в себе свойствами, определяющими как технологии, так и сознание пользователей: персонализацией и совместностью. Люди захотели действовать не анонимно и не в одиночку, а техника смогла это обеспечить. Правда, пока лишь наполовину, ибо противоречия пока не сняты.

Противоречивость обозначенных свойств в следующем:

под персонализацией я понимаю процесс повышения информационной определенности персонажа-пользователя Сети для другого пользователя и для автоматических систем. Причем именно персонажа, ибо определенность не обязывает к подлинности, это условие вполне осуществляется и для вымышленного пользователя. Достигается это повышение определенности путем наращивания объема информации об ЭТОМ пользователе и путем отслеживание действий именно ЭТОГО пользователя. То есть, чтобы максимально персонализироваться, человек вынужден открывать о себе все более и более личную информацию и одновременно должен действовать все более и более публично. Потребность в персонализации ставит перед разработчиками веб-сервисов сложную задачу: как, максимально персонализировав пользователя в Сети, обеспечить ему контроль над своей приватностью и публичностью? Пока массовые социальные сервисы не позволяют пользователю контролировать свою приватность и публичность в должной мере.

под совместностью я понимаю трансформацию субъекта действия - вместо индивида сайтом теперь пользуется масса. Массу следует отличать от несвязанного множества - в массе множество индивидов выступают как один, целокупный субъект. Появился - массовый субъект или субъект массы. Достигается это путем предоставления всем пользователям равных полномочий в отношении одного и того же объекта на сайте. Но получается, что в совместном действии пользователь, овладев общим как своим, должен и свое положить как общее. Задача стоит следующая: как, дав возможность действовать на сайте совместно, обеспечить контроль за своим и общим? Пока, опять же, массовые социальные сервисы не позволяют самому пользователю контролировать свое и общее в должной мере.

СКАНДАЛЫ

Подтверждение тому, что Веб 2.0 характеризуется персонализацией и совместностью, я вижу в том, какие именно проблемы выявились за время бума у вебдванольных сайтов. Глобальных проблем две: недостаточная защищенность приватной информации и постоянная угроза вандализма по отношению к контенту, открытому всем для изменения.

Не так давно мировой лидер среди социальных веб-сервисов MySpace оскандалился. Один деятель, используя дыру в безопасности, выложил в Сеть файл, содержащий более полумиллиона изображений, скачанных из личных профилей пользователей MySpace.

Скандал случился и с Facebook, другим социальным сервисом мирового уровня. Его владелец Марк Цукерберг вынужден был обратиться с извинениями к своим пользователям. Скандал возник из-за того, что благодаря отслеживанию действий каждого пользователя, вся их история покупок стала видна онлайн-друзьям. Это было расценено как нарушение приватности личной информации при пользовании сайтом.

Другой социальный общемировой проект, народная веб-энциклопедия «Википедия», после некоторого времени существования вынуждена была «наступить на горло собственной песне», ибо администрация устала бороться с вандализмом. В проекте, в котором мог принять участие любой желающий, среди созидателей и творцов нашлось немало геростратов и просто пакостников.

Как видно, это именно те проблемы, которые выявляют объективные трудности разработчиков социальных веб-сервисов из-за противоречивого характера требований к вебдванольной системе.

О ВЕБ 3.0

Теперь несколько слов об основных чертах Веб 3.0. Говорить о новой версии Веба имеет смысл, когда наличествует кардинальный сдвиг. Сдвиг - это значительное изменение, это смена принципа, а не смена форм одного и того же принципа при его более полном воплощении. Поэтому многое, что говорится о Вебе как о версии 3.0, если оно укладывается в русло процессов персонализации и совместности, касается более полной реализации все того же Веб 2.0. Новый Веб только начал показывать свои черты.

В Вебе 1.0 индивиду не нужно было ни персонализации, ни совместности. Он вполне реализовывал свои потребности в знании на интересных и полезных сайтах анонимно и в одиночку. В Веб 2.0, с приходом массы, содержательные (знаниевые) сайты потеряли свою уникальность. Знание превратилось в контент. Знание как контент копипастится, обсуждается, цитируется на бесчисленном множестве сайтов. Сама масса наполняет Веб гигантскими объемами lytdybr'ов. В этом массиве актуальным становится поиск человека, а не контента. Поиск автора и личности. Почему? Да, потому что контент как всего лишь зафиксированное знание без знающего человека не полон. И слово контент нынче смело можно считать синонимом бессодержательности.

При этом сам автор, чтобы его нашли, вынужден проявляться в Сети - персонализироваться. Причем пользователь (читатель, слушатель и пр.) уже не удовлетворен одним лишь потреблением результатом труда автора - он хочет быть соавтором. То есть овладевать чем-либо совместно.
Каков же новый сдвиг? Можно с уверенностью предположить, что Веб 2.0 должен обострить противоречие индивида в массе и массы индивидов. И разрешится оно в переходе от массового субъекта к множеству коллективных субъектов.

Следующий шаг в развитии - это всегда разрешение имеющихся противоречий.

Внутреннее противоречие персонализации: отношение приватного и публичного, разрешится в статусе пользователя. Статус характеризуется двумя свойствами: репутацией и рейтингом. И в том и другом набор личной информации засвидетельствован публично. Статус персоны личен, но его нужно показывать публично, ибо статус не имеет смысла без индивидов с другими статусами. И наоборот, статус публичен, но относится к конкретному персонажу со всеми нюансами его качеств, достижений.
Обязательно, надо заметить, что репутация и рейтинг должны иметь содержательное выражение, а не количественное в слонах или попугаях.

Любопытным и существенным оказывается то, что статус нельзя передать другому лицу. Статус может ухудшиться или улучшиться, но он не отчуждаем.

Это важно, ибо, предположительно, результат разрешения второго противоречия персонализации - своего и общего в совместном действии - принципиально отчуждаем.

Противоречие своего и общего разрешится в том, что технически будет возможно полагать свое как общее, а общее как свое без противоречия. То есть результатом совместного действия должно быть нечто, которое принадлежит индивиду и всем, нисколько ни умаляясь. Другими словами, сколько его не множь, его не станет меньше у каждого владельца. Этим свойством обладает только знание. Внутреннее противоречие совместности: отношение своего и общего, разрешится в знании, порождаемом группой пользователей. Знание характеризуется какими-то свойствами. Что это за свойства в контексте разрешения противоречия своего и общего мне пока трудно сказать.
Чтобы выявить эти свойства, напрашивается исследование образовательных и рекомендательных процессов, а также всего, что связано с порождением знания. Это должно еще проявиться.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В Веб 2.0, чтобы обеспечить персонализацию и совместность, востребована коммуникация. В Веб 3.0 - сотрудничество. Поэтому бум, так сказать, чистых социальных сервисов пройдет. Уже проходит на Западе. Для этого достаточно просто посмотреть рейтинг Alexa.

А наступает бум программного обеспечения реализующего бизнес-процессы конкретных бизнесов для локальных групп. Ибо специализированные группы возникают не исключительно для общения, а для дела, поэтому коммуникационного функционала недостаточно. Нет смысла делать малюсенькие ВКонтакте и Одноклассники.

Интернет и сети   Теги:

Читать IT-новости в Telegram
Информационные технологии
Мы в соцсетях ✉