На этом примере мы видим, как Маркс в своем конкретно-историческом анализе разрабатывает и обогащает
общую теорию государства. Господство Наполеона III, опиравшегося помимо государственного аппарата и вооруженных сил на французское крестьянство, длилось почти 20 лет. Только после поражения Парижской коммуны с помощью прусских оккупационных войск крупная французская буржуазия вновь смогла установить свое прямое, открытое классовое господство, какое существовало до 1848 года при «короле-буржуа».
На это можно было бы возразить: то, что произошло 100 лет назад, сегодня не имеет никакого значения. Это неверно: мы видели, как в 1960—1961 гг. часть вооруженных сил Франции — OAG — вела борьбу против самого государства, мы видели успешные революционные выступления молодых офицеров в Египте и Йемене и т. д.
Кстати, хотя со времени написания «Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта» прошло более 100 лет и нынешняя историческая ситуация весьма отличается от ситуации того времени, эта работа является чрезвычайно актуальной в связи с конфликтом между де Голлем и парламентом по вопросу о выборах президента прямым голосованием.
Подобно Луи Бонапарту де Голль также сделался президентом «народной милостью», для того чтобы, как 100 лет назад, подавить парламент, где представлены интересы различных классов французского общества, полностью лишить его всякой власти.
Многообразие сил, борющихся за государственную власть, о котором говорится в работе Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», свою общую основу имеет в том, что, как об этом говорится ниже в конкретной действительности не существует «чистых» способов производства. Несмотря на общее господство финансовой олигархии во всем капиталистическом мире, «чистого» способа производства нет и по сей день ни в высокоразвитых странах, ни в районах, где еще преобладают феодальные отношения, ни в районах, где еще существует примитивная государственная организация без государственной власти как таковой, например в глухих частях Южной Америки и в глубинных областях Африки. Кроме того, способы производства исторически находятся в процессе постоянных изменений, медленного или революционного характера. Наряду с господствующим способом производства существуют остатки прежних и зачатки идущих им на смену способов производства. Исключением, конечно, является социалистический способ производства: в капиталистическом обществе вызревают лишь предпосылки социализма.
Это относится и к отдельным странам. Например, Италия, безусловно, является в целом страной монополистического капитализма, где господствует крупная буржуазия.