Буржуазия и интеллигенция империалистических стран удивлены тем, что народы бывших колониальных стран, часто даже и национальная буржуазия, относятся к социалистическим странам и к возможности собственного социалистического преобразования весьма благожелательно.
Но это исторически понятно.
В странах Западной Европы капитализм существует уже несколько веков. Он играл в свое время прогрессивную роль: устранил феодализм и связанное с ним мракобесие, развил производительные силы, поднял народное
образование, науку и технику на более высокий уровень. Капиталистическая идеология охватила все слои населения, кроме революционно-сознательных рабочих.
Народы колоний почувствовали на себе прежде всего отрицательные стороны капитализма. Колонизаторы-капиталисты не устранили гнилой феодализм в колониях, а консервировали его. Капиталистическая эксплуатация не заменила феодальную, а дополнила ее. Капитализм не развил в колониях производительные силы, а превратил колониальные страны в аграрно-сырьевые придатки своей экономики, создал громадное аграрное перенаселение, массовую безработицу. Туземная буржуазия не получила нужного простора для своего развития из-за конкуренции империалистической буржуазии. Интеллигенция не имела доступа к государственным делам и т. д.
При этих условиях идеология капитализма, идеология всемогущества денег охватила колониальные народы гораздо слабее и не смогла полностью заменить старую идеологию, создавшуюся еще в докапиталистические времена. Поэтому состоятельные слои населения бывших колоний, включая буржуазию, не испытывают того панического страха перед переходом к социализму, который эти слои проявляют в старых капиталистических странах.
Таким образом, представление о колониальной буржуазии как в основном реакционной силе, участвующей в антиимпериалистической борьбе только под нажимом масс и всегда готовой ее предать, учение о том, что антиимпериалистическая борьба может быть победоносной только под руководством пролетариата,— неправильно.