Столь же бездоказательной оставалась и принадлежащая идеологам «Манифесто» характеристика современного этапа в жизни Италии как «переходного периода», в перспективе ведущего к коммунизму, Несмотря на оговорки о революционных столкновениях, неизбежных в рамках данной «переходной фазы», подобные оценки могут породить иллюзии реформистского толка. Здесь, как и в случае с якобы освобождающейся от капитала заработной платой, речь идет о смешении объективной необходимости антимонополистических, а затем и социалистических преобразований с их фатальной неизбежностью. Группе «Манифесто» не удалось, следовательно, «выйти за пределы дилеммы: реформизм или экстремизм», и то и другое мирно уживалось в концепциях ее ведущих идеологов.
Заключение.
Критический анализ показывает, что воззрения ревизионистов на современный капитализм носят антипролетарский, антинародный характер и не имеют ничего общего с подлинно научными положениями марксизма-ленинизма. Отправным пунктом ревизионистских «теорий» является игнорирование главенствующей роли закона прибавочной стоимости. Эксплуатация наемного труда рассматривается в качестве неглавной, второстепенной черты буржуазного строя. Капитализм осуждается в первую очередь за то, что он якобы представляет собой центрально-управляемое хозяйство. Из его мнимой «заорганизованное» ревизионисты выводят свойственные буржуазному обществу пороки; отчуждение, разрушение подлинно человеческих условий жизни и пр.
Отвергая основные положения и выводы «Капитала» К. Маркса, теории империализма В. И. Ленина, ревизионисты противопоставляют им антинаучные тезисы о том, что при капитализме больше, не наблюдаются кризисы перепроизводства, нет ухудшения положения рабочего класса. Они толкуют об «управленческой революции», пытаются доказать возможность радикальной «гуманизации» современного капитализма, отрицают его монополистическую природу.