
Glenn Carstens-Peters / Unsplash
Сенаторы Артём Шейкин, Наталья Кувшинова и Руслан Смашнев предлагают ввести штрафы от 3000 до 5000 рублей за «поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним». В дополнение к этому они совместно с правительством прорабатывают введение штрафов от 30 тыс. до 200 тыс. рублей за передачу SIM-карт третьим лицам. Правонарушением не будет являться кратковременная безвозмездная передача абонентом номера иному лицу для получения услуг связи в личных целях.
Вместе с этим кабмин предлагает ввести штрафы от 50 тыс. до 500 тыс. рублей за распространение рекламы VPN-сервисов. Со стороны сенаторов поступило предложение о введении штрафов от 50 тыс. до 500 тыс. рублей за нарушение порядка использования VPN в России (ст. 13.5.2 КоАП РФ), неисполнение предписания правоохранительных органов о предоставлении доступа к информационным системам и базам данных (ст. 19.5.3), нарушение требований к использованию абонентского терминала пропуска трафика или виртуальной телефонной станции (ст. 13.29.3). Кабмин также планирует ввести штрафы от 30 тыс. до 200 тыс. рублей за передачу информации, необходимой для регистрации и (или) авторизации пользователя в интернете (ст. 13.29.2). Это действие не будет содержать состава преступления, если передача будет осуществляться для правомерного использования или с согласия пользователя.
Резонанс вызвали поправки в части поиска в интернете материалов экстремистского характера, а также рекламы и использования VPN. В пресс-релизе Минцифры сказано, что поправки «направлены исключительно на защиту граждан от кибермошенничества и создание безопасной цифровой среды», а также «помогут бороться со злоумышленниками и не затронут добросовестных пользователей». Власти утверждают, что «случайное» прочтение запрещённых материалов не будет нести каких-либо последствий. Ответственность наступит в случае, если граждане будут намеренно искать признанные запрещёнными изображения, аудио- или видеозаписи, статьи и книги. То есть если пользователь случайно услышит экстремистскую песню или увидит экстремистский ролик, то штрафа быть не должно, а вот за намеренный поиск таких материалов его могут оштрафовать.
Следить за действиями россиян в интернете смогут провайдеры, владельцы Wi-Fi и сами силовики — если, например, на устройстве найдут автозаполненные запросы или историю поисковых запросов в браузере.
Директор Института исследования интернета Карен Казарян отметил, что на данный момент непонятно, как быть людям, которым в рамках служебных обязанностей нужно искать в интернете материалы, внесённые в список экстремистских. Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина выразила опасение, что деятельность её организации на 30 % может стать незаконной. По словам Мизулиной, на эту долю приходится мониторинг экстремистских сообществ. Управляющий партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин отметил, что подписка на ресурс, включенный в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, может быть истолкована как «получение доступа» к соответствующим материалам. Вместе с тем депутат Матвейчев отметил, что входить в запрещённые в России Instagram и Facebook через VPN — не преступление само по себе.
Разъяснения в части использования VPN дал автор поправки Артём Шейкин. В беседе с журналистами он заверил, что не планируется наказывать россиян за доступ к запрещённым ресурсам с помощью VPN. «Если доступ [к запрещённым ресурсам] осуществляется через анонимайзеры или VPN и при этом нарушаются установленные требования (например, через нелегальный VPN, который не взаимодействует с Роскомнадзором), может наступить ответственность уже со стороны владельцев этих VPN-сервисов, но не пользователя напрямую», — сообщил сенатор.
Заместитель руководителя Федерального центра медиации Владимир Кузнецов полагает, что речь идёт о наказании не за сам факт использования VPN, а за рекламу таких сервисов или предоставление доступа к запрещённым ресурсам. «Тем не менее это создаёт определённые риски для пользователей, которые могут быть непреднамеренно вовлечены в распространение такой информации», — считает Кузнецов. Замглавы комитета ГД по информационной политике Антон Горелкин подтвердил в своём Telegram-канале, что «граждане смогут свободно использовать VPN в любых законных целях».
Предполагается, что для наказания за поиск экстремистских материалов регулятор, например, будет полагаться на жалобы, т.е. на сообщения о подобных случаях. Отмечается, что доказать умышленные интерес к запрещённому контенту достаточно сложно, поэтому вряд ли стоит ждать массовых штрафов. Более вероятно, что регулятор будет штрафовать граждан точечно.
В пресс-релизе Минцифры подчёркивается, что речи о запрете VPN или использовании Instagram и Facebook не идёт. При этом пока непонятно, какого поведения законодатели ожидают от пользователей.