Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

Астрономы, похоже, действительно открыли первую экзолуну

Благодаря «Кеплеру», который вот-вот завершит свою работу, за последнее десятилетие человечество открыло более 2,5 тыс. далеких экзопланет (и мы говорим именно о подтвержденных объектах, еще примерно столько же есть кандидатов). При этом из-за нехватки чувствительности современных телескопов астрономам долгое время не удавалось засечь «следы» их возможных спутников. Но вот летом 2017 года астрономы Колумбийского университета заявили об обнаружении объекта, который с большой вероятностью может стать первой известной человечеству экзолуной. Этот объект получил название Kepler-1625 b-i, он вращается вокруг планеты Kepler-1625 b примерно в 4000 световых годах от Земли.Планетная система Kepler-1625b в представлении художникаИ хотя ошибку наблюдений авторы исследования – Алекс Тичи и Дэвид Киппинг – оценивали в 0,006%, полученных с помощью все того же телескопа «Кеплер» данных было недостаточно для подтверждения открытия. Напомним, что «Кеплер» ищет планеты транзитным методом, отслеживая изменения яркости излучаемого звездой света при прохождении планеты по ее диску. Сигнал спутника Kepler-1625 b-i был зарегистрирован лишь во время трех проходов Kepler-1625 b по диску материнской звезды. Чтобы провести ряд дополнительных наблюдений ученые подали соответствующую заявку в NASA и получили в свое распоряжение телескоп «Хаббл», который примерно в четыре раза точнее «Кеплера», для 40-часового наблюдения за объектом Kepler-1625b.И вот вчера, 3 октября, в журнале Science Advances вышла новая статья об этой потенциальной экзолуне.title="Астрономы, похоже, действительно открыли первую экзолуну" Телескоп НАСА «Хаббл»Увы, данных, которых удалось собрать с помощью «Хаббла», оказалось недостаточно чтобы окончательно подтвердить, что объект Kepler-1625 b-i на самом деле является естественным спутником экзопланеты Kepler-1625 b. Но «Хаббл» тоже заметил признаки существования Kepler-1625 b-i.«Нам не удалось подтвердить существования этой экзолуны», –  сообщила в комментарии The Verge Дженнифер Вайсман, старший научный сотрудник проекта «Хаббл». – «У нас даже не было возможности увидеть полный оборот [вокруг экзопланеты] этого кандитата в экзолуны, поэтому у нас пока нет достаточно данных для подтверждения ее существования. Но теперь мы с большим нетерпением ожидаем результатов будущих наблюдений».Астрономы Алекс Тичи и Дэвид Киппинг надеются, что теперь и другие ученые обратят внимание на их работу и вместе они смогут подтвердить (или опровергнуть) существования объекта.Говоря о самом объекте, предполагается, что небесное тело весьма экзотическое – оно похоже на наш Нептун (он в 17 раз тяжелее Земли). То есть, потенциальная экзолуна имеет достаточно внушительные размеры. Собственно, именно поэтому «Кеплер» и смог ее заметить. Сама же экзопланета Kepler-1625b лежит в обитаемой зоне, но, вероятнее всего, является газовым гигантом наподобие нашего Сатурна. При этом допускается, что экзолуна может оказаться каменистым телом, покрытым океанами. То есть, на ней могут существовать подходящие условия для зарождения жизни.Отметим, что это уже не первый раз астрономы сообщают об обнаружении потенциальной экзолуны. Подобного рода исследования публиковались и раньше, но в итоге ни одно не получило подтверждения.Если в конечном итоге астрономам все же удастся получить подтверждение, то вполне вероятно, что в будущем найдутся и другие экзолуны. В этом плане астрономы возлагают большие надежды на готовящиеся сейчас более точные телескопы вроде «Джеймса Уэбба», который должен начнет работать в 2021 году.Ожидается, что включение экзолун в поиски внеземной жизни откроет новую главу в этом направлении, учитывая недавние открытия – подтверждения существования жидкой воды на лунах Юпитера и Сатурна (Европе и Энцеладе). Кроме того, сами по себе экзолуны могут помочь понять нам многие вещи и пролить свет на процессы формирования планетных систем на ранних этапах развития Вселенной. Сейчас считается, что по мере удаления от места зарождения планета по пути теряет спутники. То есть, обнаружение большего числа спутников у планет вне Солнечной системы будет означать, что эти самые планеты не слишком далеко отдались от места своего зарождения.Нам осталось только найти эти экзолуны. И астроном Алекс Тичи уверен, что как минимум одну мы уже нашли.«С учетом полученных данных, экзолуна кажется нам самым вероятным объяснением», – отметил астроном и соавтор исследования Алекс Тичи.Источник: The Verge и Science Advances