— В октябре 1950-го в наш 176-й гвардейский истребительный авиаполк приехал замкомандующего авиацией Московского военного округа генерал-майор Михаил Редькин, — вспоминает Герой Советского Союза генерал- майор авиации в отставке Сергей Крамаренко. — Спросил: знаем ли мы, что творят американцы в Корее? источник: services.tvzvezda.ru — В октябре 1950-го в наш 176-й гвардейский истребительный авиаполк приехал замкомандующего авиацией Московского военного округа генерал-майор Михаил Редькин, — вспоминает Герой Советского Союза генерал- майор авиации в отставке Сергей Крамаренко. — Спросил: знаем ли мы, что творят американцы в Корее? Мы знали, что «Суперфотрессы» В-29 равняют с землей целые города, гибнут десятки тысяч мирных людей. Генерал сказал, что СССР не может начать боевые действия в Корее. Дело в том, что Совет Безопасности ООН под нажимом США дал санкцию на вступление в войну войск ООН. Хотя мы и бойкотировали принятие этого решения, прямое участие Советского Союза в конфликте на Корейском полуострове означало бы вступление в войну с воинским контингентом ООН. Но корейскому народу могут помочь добровольцы. Кто из вас готов? Вызвались все до одного пилоты.Отобрали 32 лучших, в основном фронтовиков. Сбивший трех немцев и одержавший 10 воздушных побед в составе группы Крамаренко был в их числе. Из добровольцев был сформирован 64-й истребительный авиакорпус в составе двух дивизий. источник: images.vfl.ru — Нашей 324-й истребительной авиационной дивизией командовал трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб, — говорит Сергей Крамаренко. — Я у него одно время был на войне ведомым. Иван Никитович рассказывал, что первых американцев он сбил еще в 1945-м. Два их «Мустанга» накинулись на его Ла-7, видимо, перепутав с германским самолетом, вот и пришлось ему заставить их «учить матчасть» на собственной шкуре.Командование приняло меры, чтобы скрыть участие советских ВВС в корейской войне. На самолеты нанесли опознавательные знаки армий Северной Кореи и Китая, а радиосвязь приказали вести по-корейски. Летчики должны были в полете косить глазом на закрепленную на коленке бумажку с записанным в русской транскрипции десятком команд. — Впрочем, американцы очень скоро поняли, с кем имеют дело, а мы в воздухе начали говорить на русском и русском матерном — в бою нет времени для перевода с иностранных языков, — говорит Крамаренко.Перед вторником был четверг 12 апреля 1951 года 48 американских стратегических бомбардировщиков В-29А «Суперфотресс» предприняли попытку массированного удара по железнодорожным путям и шоссейным мостам, пересекавшим реку Ялуцзян в корейском городе Сингисю. Их сопровождали истребители — 18 новейших F-86 «Сейбр», 34 F-84 «Тандерджет» и 24 F-80C «Шутинг Стар». На перехват этой гигантской группы из 124 самолетов вылетели 44 советских МиГ-15 176-го и 196-го авиаполков 324-й дивизии. title="[Авиаистория] Черный вторник для ВВС США: как советские летчики наказали американцев в небе над Кореей" источник: images.vfl.ru В 9.37 утра начался бой. Когда он через 9 минут закончился, оказалось, что это была бойня. — Мы уничтожили 12 «летающих крепостей» и 5 истребителей, — рассказывает Сергей Крамаренко. — В этот день и я сбил первого американца. Задачей моей группы было сковать истребителей противника и отвлечь их от защиты бомберов. Дал команду ведомым: «Атакуем!» Сразу начал резкий разворот влево с набором высоты, и через мгновение мой МиГ-15 оказался в самой гуще чужих истребителей, сзади и ниже ведущего их группы. Не раздумывая, прицелился и открыл огонь по переднему «Тандерджету» группы — командирскому. Первая очередь прошла чуть сзади, а вторая его накрыла. F-84 перевернулся в воздухе, густо задымил и свалился в штопор.Как вспоминает Сергей Макарович, первые же схватки в воздухе показали, что американские реактивные самолеты F-80 «Шутинг Стар» и F- «Тандерджет» значительно уступают советским МиГ-15 по скорости, скороподъемности и особенно по вооружению. Массовые потери американских ВВС в воздушных боях не прекратились и после появления в Корее новейших истребителей F-86 «Сейбр». — Это были неплохие самолеты, но наши «МиГи» ничем им не уступали в пилотаже и были значительно лучше вооружены, — говорит Крамаренко. — У МиГ-15 было три пушки — две калибра 23 мм и одна калибра 37 мм с прицельной дальностью 800 метров. У F-86 — 6 пулеметов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 метров. А «летающие сараи» — так мы прозвали бомбардировщики В-29 — расстреливать было даже как-то неловко. По ним лупили с 400 метров вообще практически безнаказанно — только куски фюзеляжа отлетали. 50 метров длиной был этот бомбер — не промахнешься.Впрочем, в расстреле «воздушных крепостей» сам Сергей Крамаренко не участвовал. Летчику-асу ставили боевые задачи по уничтожению самых сложных целей — истребителей противника.Нашим пилотам категорически запрещалось летать над водой. Ведь СССР всеми силами пытался скрыть участие советских ВВС в корейской войне, а в Желтом море господствовал американский флот. В случае катапультирования летчик мог оказаться в плену. — А воздушные бои велись в основном вблизи побережья, — вспоминает пилот. — Только прижучишь американца, а он — нырк и быстро уходит в сторону моря.Американцы выпустили воздух Апрельский урок не пошел американцам впрок. Через полгода они решили повторить массированный налет.30 октября 1951-го в историю ВВС США вошел как черный вторник. В этот день на территорию Северной Кореи вылетели 21 «Суперфортресс» и почти 200 прикрывающих их истребителей различных типов. В коротком бою советские летчики на МиГ-15 сбили 12 В-29 и 4 F-84. Кроме того, многие «воздушные крепости» получили повреждения и практически каждый вернувшийся экипаж привез на свои аэродромы убитых или раненых. Американцам удалось сбить всего один наш МиГ-15.После разгрома ВВС США вообще не летали в Корее трое суток. Лишь через месяц три В-29, прикрываемые F-86, попытались вновь совершить налет на переправы через реку Ялуцзян. Советские «МиГи» разогнали «Сейбров» и сбили все три бомбардировщика. -->
Также по теме: