В 2014 году российские абоненты сотовых операторов избавились от «мобильного рабства» и получили возможность сменить оператора с сохранением номера. Как оказалось, «рабство» не сильно волновало пользователей, и даже самые скромные прогнозы, утверждавшие, что услугой воспользуется около 10% абонентов, не оправдались.
Спустя почти полтора года после появления услуги Mobile Number Portability (или MNP), число запросов на перенос номеров едва превысило 2 млн. Таким образом, только 0,7% абонентов активных SIM-карт (которых около 300 млн штук) попробовали использовать эту возможность [1].
При этом общее количество успешно перенесённых номеров составило 1,42 млн, то есть почти каждая третья заявка оказалась неудовлетворенной. Связано это, в первую очередь, с низкой информированностью абонентов, а также с препятствиями, возникающими на пути у пользователей при смене оператора. Например, причиной отказа в переносе номера может стать ошибка в написании адреса абонента или фиктивный долг, образовавшийся после корректировки списаний. Наконец, увидев заявку на переход, оператор сразу предлагает абоненту внушительную скидку на услуги связи, и многие сдаются уже на этом этапе.
В самом начале предоставления MNP операторы старались не афишировать такую возможность — ведь переход может произойти не только к ним, но и от них. Однако впоследствии они начали использовать MNP в качестве маркетингового инструмента и сознательно привлекать «перебежчиков», продавая смартфоны практически по себестоимости или предлагая «залоченные» смартфоны, работающие только с SIM-картой определённого оператора.
Наибольшая доля перенесённых на текущий момент номеров приходится на Москву и область — 21% от общего количества, а также Санкт-Петербург и область — 8%. Обусловлено это высокой плотностью населения в этих регионах, а также довольно высокой активностью абонентов. В остальных субъектах РФ значительно меньше абонентов, воспользовавшихся услугой MNP. Так, на Свердловскую область приходится 4,2% от общего количества перенесённых номеров, на Республику Татарстан — 2,8%, на Приморский край — 1,02%.
Интересно, что все операторы заявляют о положительной динамике по MNP, утверждая, что к ним приходит больше людей, чем уходит. В действительности, в разные месяцы баланс меняется, и в целом абонентские базы операторов неизменны, поскольку качество и цены у всех игроков сегодня примерно одинаковы. Тяжелее всего приходится небольшим региональным операторам — от них действительно уходят ради более качественного покрытия 3G и LTE.
Впрочем, многие по-прежнему уходят не по MNP, а со сменой номера или покупкой дополнительного: аппаратом с двумя и даже тремя «симками» никого не удивишь, наличием двух телефонов тоже. Так что операторы сейчас в основном конкурируют за более частое использование абонентом именно их SIM-карты. Кроме того, бесплатные услуги по информированию о смене номера давным-давно решили проблему потери контактов при смене оператора.
Услуга переноса номера оказалась почти не востребована абонентами
В 2014 году российские абоненты сотовых операторов избавились от «мобильного рабства» и получили возможность сменить оператора с сохранением номера. Как оказалось, «рабство» не сильно волновТакже по теме: