Динамика выработки. Повсюду распространено мнение, будто бы за время войны средняя выработка рабочего в капиталистических странах, и особенно в США, стремительно возросла. Многочисленные отдельные данные как будто подтверждают это. Приведём несколько примеров из отчёта Трумэна.
«Наиболее ярким образцом значительного снижения потребности в рабочей силе являются производство «летающих крепостей» В-17 (выпускаемых заводами Боинга в Сиэттле) — вместо 35 тысяч человеко-часов сейчас на одну машину затрачивается 18 700 человеко-часов; производство «Либерейтеров» В-24 (заводы Посмотреть вы сможете прямо сейчас. «Консолидэйтед-Вэлти» в Сан- Диэго) — вместо 24 тысяч— 15 400 человеко-часов; строительство судов типа «Либерти» (верфи Посмотреть вы сможете прямо сейчас. «Орегон» в Портленде) — вместо 1 146 511 —294 133 человеко-часа; строительство контрминоносцев в 2 100 тонн (железоделательные заводы Батсе, штат Мэн) — вместо 1 675 тысяч — 925 тысяч человеко-часов; строительство миноносцев «Компании электрических судов» в Г ротоне (штат Коннектикут) — вместо 65 тысяч — 35 тысяч человеко-часов, и строительство миноносцев на заводах Хиггинса в Новом Орлеане (штат Луизиана) — вместо 65 тысяч — 25 тысяч человеко-часов»
Однако подобные отдельные примеры нельзя считать показательными для всей промышленности в целом; они являются следствием перехода к серийному производству, сделавшему возможным разложение производственного процесса на отдельные части и автоматизацию производства. В некоторых случаях весьма сильное сокращение числа рабочих часов объясняется, пожалуй, тем, что всё большее и большее число деталей изготовляется вспомогательными заводами.
Официальный орган американского министерства труда следующим образом описывает изменение выработки рабочего за время с 1939 года по 1942 год.