Под ИТ-консалтингом следует понимать услуги, оказываемые потребителю с целью выработки решений по созданию или модернизации его корпоративной информационной системы.

ИТ-консалтинг - это роскошь!

При этом под КИС понимается комплекс программных, технических, технологических и управленческих ресурсов, используемых для сбора, хранения, обработки и предоставления информации с целью управления предприятием.

Что такое ИТ-консалтинг


Под ИТ-консалтингом следует понимать услуги, оказываемые потребителю с целью выработки решений по созданию или модернизации его корпоративной информационной системы. При этом под КИС понимается комплекс программных, технических, технологических и управленческих ресурсов, используемых для сбора, хранения, обработки и предоставления информации с целью управления предприятием. Необходимо подчеркнуть, что ИТ-консалтинг не предполагает реализацию выработанных решений или выполнение проектов по внедрению программных, аппаратных или иных продуктов. Это всего лишь выработка решений или предложений.


Границы ИТ-консалтинга можно очертить, сформулировав его основные функции. К ним можно отнести следующие:


- аудит состояния информационных технологий предприятия. Он включает в себя изучение текущего состояния ИТ предприятия, оценку его соответствия бизнес-целям, выявление слабых и проблемных мест в ИТ, оценку финансовых инвестиций и их эффективность и т.п.;

- стратегические разработки. Выработка концепции целевого состояния и архитектуры построения ИТ предприятия, формулирование стратегии развития ИТ, формирование программы стратегических проектов, оценка финансовых трудовых затрат на ИТ-стратегию и т.п.;

- технические (проектные) разработки. Выработка рекомендаций по реализации технологических, программных, аппаратных и иных решений в рамках реализации программы проектов;

- организационные разработки. Выработка рекомендаций по организационному и управленческому совершенствованию ИТ-службы предприятия, его взаимодействию с бизнес-подразделениями, внедрению и совершенствованию бизнес-процессов ИТ-службы.

Здесь приведены основные функции ИТ-консалтинга, но они дают четкое понимание границ, которые определяют понятие ИТ-консалтинга.

Исключить ИТ-консалтинг из практики бизнеса!


ИТ-консалтинг, безусловно, является атрибутом роскоши в деятельности ИТ-службы предприятия. Такую роскошь себе могут позволить предприятия, которые бюджетных денег на информационные технологии особо не считают, имеют высокую степень бюрократизации и не испытывают острой потребности в получении отдачи от ИТ.

Предприятия же, целенаправленно снижающие суммарную стоимость владения информационными ресурсами, в первую очередь должны минимизировать затраты на ИТ-консалтинг, проще говоря, его исключить. И сделать это следует не только из финансовых соображений. «Бумажный результат» ИТ-консалтинга, особенно в условиях мощной бюрократической машины, требует значительных затрат времени и сил, а его отдача минимальна. Более того, бесконечное согласование «бумажного результата» приводит к его старению. И когда результат согласован, он становится уже не актуальным. И наконец, формирование «бумажного результата» затягивает сроки начала реализации практических проектов по созданию или совершенствованию корпоративной информационной системы. Соответственно и отдача от ИТ откладывается на неопределенный срок.

А если даже «бумажный результат» будет хороший, то заказчик не сможет его воплотить в жизнь. Практическую реализацию тоже нужно будет заказывать как внешнюю услугу. А это, по сути, уже полный аутсорсинг.


Нет пророка в своем отечестве?

К ИТ-консалтингу предприятие прибегает в двух случаях:

1. Низкая компетенция ИТ-директора предприятия. В этом случае ни ИТ-директор, ни кто-либо из ИТ-команды не способен дать объективную оценку текущему состоянию информационных технологий предприятия и выработать эффективные пути по их совершенствованию. При этом бизнес-подразделения крайне не удовлетворены текущим состоянием и перспективами развития ИТ предприятия.

2. Отсутствие доверия к ИТ-директору предприятия, образно говоря - «нет пророка в своем отечестве». Ситуация развивается следующим образом. ИТ-директор и его команда предлагает пути решения, но они не вызывают доверия у топ-менеджмента компании. В этом случае привлекается ИТ-консалтер в качестве объективного судии. Зачастую, правда, вынесенный им вердикт не устраивает никого: ни ИТ-директора, ни топ-менеджмент. Связано это с тем, чтожелая обеспечить успех своего проекта, ИТ-консалтер пытается заручиться чьей-либо поддержкой. В результате изучения противоречий рождается компромиссный вариант, который не устраивает никого. Принятие в качестве базового чей-либо вариант означает конфликт при приемке результатов проекта по ИТ-консалтингу.

Мотивация привлечения ИТ-консалтинга, в общем-то, очевидна. В первом случае ИТ-консалтинг рассматривается как спасительная соломинка, которая должна подсказать выход из сложившейся ситуации. Во втором случае ИТ-консалтинг привлекается как инструмент разрешения конфликта (или достижения согласия) между ИТ-директором и топ-менеджерами компании.

На ИТ-консалтинг - ни копейки!

Мой опыт общения с ИТ-консалтингом не связан с личным обращением за указанными услугами, а объясняется необходимостью продолжения ранее открытого проекта, доставшегося мне в наследство. Следует признать, что опыт этот был крайне отрицательный. В качестве исполнителя услуг по ИТ-консалтингу была выбрана монопродуктовая компания, которая занималась лишь услугами консалтинга. Это худший вариант компании, предоставляющий услуги ИТ-консалтинга. Компании, реализующие комплексные услуги, как по консалтингу, так и по внедрению продуктов, еще имеют шанс добиться положительных результатов в ИТ-консалтинге, поскольку у них есть опыт практической реализации своих разработок, выполненных на этапе консалтинга.


Целью услуг ИТ-консалтинга была оптимизация бизнес-процессов предприятия по обслуживанию клиентов. Результатом выполнения проекта по ИТ-консалтингу стал огромный объем бумаг, содержащий анализ действующих бизнес-процессов (as is) и предложения по усовершенствованным бизнес-процесса (to be). Причем по многим бизнес-процессам согласовать не удалось не только состояние to be, но даже и as is. Предполагалось, что результаты проекта по ИТ-консалтингу должны лечь в основу следующего проекта, связанного с внедрением программного обеспечения. Более того, выбор программного обеспечения, поставщика и условия его внедрения формулировался исходя из того, что реализовать нужно будет бизнес-процессы to be. В соответствии с этим положением был открыт проект по внедрению программного обеспечения, стоимость и сроки которого были определены исходя из того, что бизнес-процессы разработаны и согласованы.


Но поскольку ИТ-консалтинг так и не согласовал бизнес-процессы to be и их нельзя было принять за основу при внедрении программного обеспечения, то результат работы ИТ-консалтинга оказался плачевный. Затрачены деньги и время, проект по внедрению программного обеспечения не получил необходимых входных данных, в компании сложился общий негативный настрой на работу ИТ-подразделения. В итоге получились только убытки, проект по внедрению ПО пришлось срочно пересматривать, т.е. добавлять работы, связанные с изучением и совершенствованием бизнес-процессов (то, что делал ИТ-консалтинг), изменять стоимость и сроки проекта.

Вот такой небольшой и очень печальный опыт работы с ИТ-консалтингом.

Поэтому я не готов тратить на ИТ-консалтинг ни копейки. И только убедительный экономический расчет возврата инвестиций или снижения издержек на реализацию комплексных проектов, при условии минимальных рисков, сможет меня сподвигнуть к финансированию услуг ИТ-консалтинга. Но это имеет весьма малую вероятность.

По правилам и «по понятиям»

Аутсорсинг - услуга не распространенная на российском рынке. Можно много дебатировать о преимуществах аутсорсинга, о недостатках содержания собственной ИТ-службы, ее затратности и т.п. Но все решается просто. Аутсорсинг работает по правилам, собственная служба работает «по понятиям». В этом их принципиальная разница.


Когда собственная ИТ-служба перейдет на работу по правилам, тогда и возможно использование аутсорсинга. Ведь аутсорсинг диктует свои условия, цены, время реакции исходя из правил, прописанных в договоре. Собственная ИТ-служба ничего диктовать не может. Она обязана обеспечивать бизнес ИТ-услугами. И руководству компании, по большому счету, все равно, по каким правилам работ ИТ-служба. Ему важен результат при минимальных финансовых вложениях.


А ответственность за предоставление ИТ-услуг бизнесу однозначно лежит на ИТ-службе предприятия. При аутсорсинге ИТ-служба купила часть услуг у системного интегратора, чтобы снизить свои издержки. Бизнес и руководство компании не будут разбираться, куплена эта ИТ-услуга или она собственная. Спрос будет только с собственной ИТ-службы.

IT-консалтинг   Теги: Ит

1. Разместил нтс 12.05.2010, 15:50

Статья интересна с той точки зрения, что автор не постеснялся рассказать о своей некомпетентности в области управления проектами.
Если вы заранее не определил цели проекта и критерии оценки их достижения - это ваша проблема. Работать с консультантами не каждый умеет. Особенно со "звездами" (ну или просто профессионалами). С ними нужно уметь четко формализовать свои требования. Если вы делаете работу сам, вы можете в любой момент решить что делать нужно всё по другому и придумать отмаз (для себя или рук-ва), почему же вы с самого сначала делали неправильно. В случае с консультантами это не прокатит - у них есть железная аргументация - они сделали то, что вы просили. Любая работа, в том числе и консалтинговая, является проектом. Успешность проекта характеризуется определенными критериями. Если критерии заданы с самого начала и не соблюдены, то потом вы можете спокойной душой не платить деньги или требовать нужного результата. Если критерии не утверждены, то получится как у вас - вы подразумевали одно, говорили второе, консультанты поняли третье.
Учитесь ставить цели. Учитесь управлять проектом (никто кроме вас не знает внутренней специфики и думать что всё-всё-всё сделают за вас - это утопия). Удачи.


2. Разместил admin 12.05.2010, 16:09

Самое сложное найти ПО для этих целей, да еще чтобы оно работало без проблем под текущие задачи.


Всего : 2, на странице: 2



Редакция портала:

Благодарим за просмотр этой информации на нашем компьютерном портале. Надеемся, что обзор ИТ-консалтинг - это роскошь!, в разделе IT-консалтинг вам понравился. Есть небольшая рекомендация, если вы хотите быть в курсе всех событий сферы информационных технологий, то рекомендуем зарегистрироваться на портале www.stfw.ru.


Живая лента

•  Обзор Lenovo ThinkPad X280 - 16.08.2018: STFW.Ru: Линейка ThinkPad держится особняком не только среди моделей Lenovo, но и вообще


•  Минэкологии: К 2030 году в Украине должны перерабатываться или повторно использоваться не менее 70% отходов - 16.08.2018: STFW.Ru: Сегодня в Киеве прошло первое заседание Координационного совета по


•  В Украине стартовали продажи нового поколения планшетов NOMI, в числе которых самая доступная модель с LTE и Android 8.1 - 16.08.2018: STFW.Ru: Компания NOMI объявила о старте продаж нового модельного ряда планшетов в


•  В Chrome Canary появилась поддержка частичной загрузки страниц, которая ускорит работу браузера - 16.08.2018: STFW.Ru: Компания Google ищет возможности повысить скорость работы своего браузера Chrome.


•  В Android 9.0 Pie компания Google полностью отключила возможность записывать телефонные разговоры - 16.08.2018: STFW.Ru: Запись телефонных разговоров на смартфоне – это весьма деликатный вопрос с


•  Бывший сотрудник Tesla показал дефектные батареи, которые компания якобы ставила в новые Model 3 - 16.08.2018: STFW.Ru: В июне этого года Элон Маск заявил об «обширной и разрушительной диверсии»,