Информационные технологииStfw.Ru 🔍

2008 год: антипрогноз

Александр Кутянин
🕛 17.01.2008, 15:12
Аналитическое агентство ABI Research опубликовало свое мнение по поводу наиболее значимых для индустрии высоких технологий событий наступившего года. Материал подан в формате своеобразного антипрогноза: эксперты перечислили события, которым, на их взгляд, в 2008-м не суждено случиться.

Потребительская электроника с беспроводными модулями не завоюет рынок

Рынок беспроводной потребительской электроники сформировался в начале 2007 г. после появления камеры Samsung VLUU i70 со встроенным модулем HSDPA. Новинка оказалась первым в своем роде устройством с интегрированным широкополосным средством передачи данных. Дальнейшая эксплуатация подобного подхода позволила бы за счет использования WiMAX или сотовых систем третьего, а впоследствии и четвертого поколений привнести в привычные устройства функции, ранее доступные лишь при использовании ПК, считают аналитики. Однако на создание таких продуктов требуется немалое время. Усилия производителей WiMAX-чипов и разработчиков мобильных платформ, например Snapdragon фирмы Qualcomm или MXC компании Freescale, несомненно позволят мобильной электронике занять достойную нишу на рынке, подчеркивают в ABI Research, но произойдет это не раньше 2009 г.
Palm не выпустит смартфон с Linux

Компания Palm ведет работу над новыми смартфонами, функционирующими в среде ОС на базе Linux. Вообще вендор планировал начать коммерческие поставки этих устройств в 2008 г., однако более поздние исследования дали ABI Research повод предположить, что ранее 2009-го новые смартфоны в продажу не поступят. Главной причиной задержки стало отсутствие программного обеспечения: Palm не стала лицензировать чужие решения и занялась разработкой ОС самостоятельно. Сделать это в срок, достаточный для выпуска смартфонов в 2008 г., компании не удастся, считают аналитики.

ABI Research подчеркивает, что в США - основном для Palm рынке сбыта - позиции компании существенно пошатнулись. Новые устройства вендор выводил на рынок медленно, а спрос на его КПК заметно снизился в силу растущего интереса покупателей к смартфонам. Аналитики считают, что усиливающаяся конкуренция со стороны уже существующих и вновь приходящих игроков вкупе с неспособностью Palm к созданию достаточного числа привлекательных моделей приведет к дальнейшему снижению контролируемой ею доли рынка.
RFID не станет панацеей для логистики

Считается, что RFID является той самой технологией, что позволит произвести революцию в процессе отслеживания перемещения товаров и управления складами. Но по мнению аналитиков, и вендоры, и пользователи недооценили сложность интеграции RFID в существующие системы. Технология всё еще не стала неотъемлемой частью управления цепочками поставок, и на завершение ее интеграции требуется время - так что в ближайшей перспективе революции не ожидается, сообщает ABI Research.

Тем не менее на вертикальных рынках, к примеру на производстве и в здравоохранении, спрос на RFID продолжает расти. В Америке технологию пытается адаптировать Wal-Mart, а в Европе в числе активных пользователей радиочастотных меток значатся Metro и Marks&Spencer. Однако до по-настоящему широкомасштабного внедрения технологии еще остался как минимум год, считают аналитики. Заказчики уже поняли, что для запуска эффективной системы RFID требуется серьезная работа, в том числе пересмотр ряда бизнес-процессов, но оценить сроки ее окупаемости и полезный эффект от внедрения они не могут.
DRM не уйдет

В условиях появления новых способов доставки цифрового контента внедрение систем DRM (Digital Rights Management) оказалось для продавцов мультимедиа удачным способом борьбы с пиратством.

Но если правообладателям системы защиты их прав показались уместными, то потребители были совсем не рады. И не удивительно, ведь применение DRM существенно ограничило их возможности. В итоге, несмотря на то, что большая часть крупных студий звукозаписи и музыкальных компаний с радостью восприняли систему управления правами, в 2007 г. ряд компаний начал поставлять не защищенный DRM контент.

В ABI Research задались вопросом: получит ли эта тенденция дальнейшее развитие? Станут ли крупные продавцы контента, например Apple, брать пример с EMI и пересматривать отношения с правообладателями? Аналитики сочли такой вариант развития событий вполне вероятным. В том, конечно, случае, если менее крупным музыкальным брендам удастся предложить более удобные и качественные альтернативы iTunes, не использующие DRM, и тем самым подогреть интерес общественности к “свободному” контенту. А вот на видеорынке в новом году крупные студии продолжат активное внедрение защитных механизмов. Таким образом, защищенный DRM контент в 2008-м не исчезнет, а напротив, составит существенную долю рынка, а сама DRM в восприятии потребителей из категории системы ущемления прав постепенно перейдет в разряд привычных компонентов развлекательных систем, заключают аналитики.
Коммуникаторы не заменят навигаторы

Согласно прогнозам ABI Research, несмотря на появление значительного количества КПК и смартфонов с GPS-модулями, наиболее популярной категорией навигационных приборов в 2008-м по-прежнему останутся специализированные персональные навигаторы (PND). Такими аппаратами проще пользоваться, они имеют широкий функционал и удобны для автомобилистов, а главное - в отличие от конкурирующих многофункциональных устройств они снабжаются большими экранами.

По мнению аналитиков, продвижение коммуникаторов с навигационными модулями будет затруднено малым числом доступных моделей (особенно в Европе), сравнительно невысокой надежностью и недостаточной степенью информированности пользователей.

Следующий год не принесет больших продаж и в сегменте предустанавливаемых на заводе автомобильных навигационных систем. Став более популярными, они не сильно потеряют в цене и в результате останутся дорогостоящей опцией для машин среднего и высшего ценового диапазона.
Активные системы автомобильной безопасности не станут популярными

И еще один прогноз на автомобильную тематику. Несмотря на появление ряда новых моделей авто со встроенными системами активной безопасности (круиз-контроль, детекторы обгона, контроль полосы движения), в 2008 г. аналитики не ожидают серьезного спада в области ДТП. Аргументация здесь проста. При всех преимуществах систем пассивной безопасности потребовались многие годы, чтобы они были внедрены наконец в мало-мальски значимую долю автомобилей, а следовательно, и на статистические данные по дорожным происшествиям какое-то влияние они оказали далеко не сразу. Активным системам придется еще сложнее - в отличие от каркаса и подушек безопасности они устанавливаются в авто лишь в качестве опции.

Автомобили с гибридной топливной системой и электромобили также не станут массовыми в 2008-м - для этого пока недостаточно развита технология производства аккумуляторов. Стоит отметить, что аналитики далеко не уверены в том, что и на 2009 г. прогноз останется таким же.
“Моторола” не сумеет стабилизировать свой мобильный бизнес

По мнению ABI Research, компании Motorola не удастся восстановить стабильное положение в своем “мобильном” бизнесе в следующем году. Недавно вендор анонсировал девять новинок, однако для возврата потерянной в 2007-м доли рынка ему придется пойти дальше выпуска новых RAZR и создать действительно привлекательные устройства, особенно в категории 3G/WCDMA, считают аналитики.

Прошлый год оказался весьма неудачным для Motorola. За I квартал компания поставила на рынок всего 45,4 млн. телефонов, что привело к снижению ее доли на глобальном рынке мобильных устройств до 17,5%. Для сравнения: в IV квартале 2006-го эта цифра составляла 22,3%. Итоги II квартала были еще более плачевными: объемы поставок сократились до 35,5 млн. единиц, а доля рынка - до 13,5%. В итоге Motorola была вынуждена уступить Samsung занимаемое ею среди производителей телефонов второе место. III квартал стал несколько удачнее, если, конечно, не сравнивать его итоги с результатами за аналогичный период 2006 г. Положение усугублялось постоянным появлением на рынке новых устройств от основных конкурентов Motorola - Nokia, Samsung и Sony Ericsson.

Таким образом, компании остается только активно работать над выпуском более привлекательных и дифференцированных моделей и уповать на то, что конкуренты не смогут продолжать в том же темпе, считают аналитики. Наряду с разработкой пост-RAZR-платформ помочь Motorola расширить предложение в сегменте смартфонов может недавнее приобретение ею 50%-ной доли фирмы UI Holdings BV (дочернее предприятие UIQ Technology AB, занимающееся разработкой мобильной платформы UIQ). Но даже если в 2008-м вендор начнет удачно воплощать в жизнь свои разработки, основные дивиденды он станет получать лишь в 2009-м, подчеркивают в ABI Research.
Мобильным операторам не придется заботиться о трафике

Несмотря на распространение мобильных телефонов, снабженных специализированными почтовыми клиентами, привычные SMS не теряют своей актуальности. Напротив, высокий уровень проникновения сотовой связи на рынок и простота адресной системы мобильных сообщений наряду с внедрением автоматических словарей и QWERTY-клавиатур провоцируют рост их популярности. А вот MMS и мобильный e-mail развиваются медленнее, что в немалой степени обусловлено ценовой политикой операторов сотовой связи.

Однако ситуация меняется. Сети многих операторов уже способны работать с протоколом HSDPA, а на протяжении ближайших двух лет широкое распространение получит и поддержка HSUPA. Возросшие возможности сети и снижение цен подтолкнет пользователей к более активному применению сервисов передачи данных, например, для работы с социальными сетями или мультимедийными развлекательными порталами вроде YouTube. Как следствие объемы трафика, проходящего через сети операторов, будут расти высокими темпами. Если в наступившем году операторы еще будут уделять внимание расширению зоны покрытия сетей третьего поколения, то в 2009-м их самой крупной головной болью станет неспособность сетей переварить возросшие объемы трафика.
VoWi-Fi не найдет широкого применения в крупных корпорациях

Передача голоса по сетям Wi-Fi будет развиваться не в горизонтальном, а в вертикальном направлении, полагают в ABI Research. Причина - в отсутствии единых стандартов. Во-первых, Wi-Fi Alliance запустит процесс сертификации для двухмодовых и Wi-Fi-телефонов не ранее II квартала 2008 г. Таким образом, крупные корпорации, для которых остро стоит вопрос взаимозаменяемости и совместимости оборудования, отложат процесс полномасштабного внедрения VoWi-Fi, ограничившись запуском небольших пилотных проектов. Кроме того, ИТ-менеджеры этих компаний захотят иметь в своем распоряжении инструменты, обеспечивающие такие функции, как роуминг, менеджмент звонков или балансирование нагрузки. Причем, чтобы избежать привязки к оборудованию конкретного вендора, эти решения должны базироваться на открытых стандартах, которых на сегодняшний день не существует, отмечают аналитики.

Впрочем, как подчеркивают в ABI Research, на вертикальных рынках, например в сфере здравоохранения, преимущества VoWi-Fi будут более очевидны, и здесь внедрение технологии не будет сдерживаться возможными проблемами с использованием проприетарного оборудования.
Темпы внедрения стандарта 802.11n разочаруют вендоров

Ранее ABI Research уже предупреждала, что крупные предприятия воздержатся от приобретения оборудования на базе предварительных спецификаций стандарта 802.11n. Несомненно, на сегодняшний день существует немало пилотных проектов, однако новый стандарт Wi-Fi развивается по той же схеме, что и Gigabit Ethernet. В свое время внедрение этой технологии проходило намного медленнее, чем того желали производители оборудования. Прежде чем тратить значительные суммы на замену оборудования Fast Ethernet, большинство компаний предпочло дождаться окончательного утверждения стандарта. Аналогичным образом обстоят дела и с 802.11n - в силу скромных объемов существующих проектов, даже их значительное количество не приносит заметной прибыли.
Гигабитная “последняя миля” не будет функционировать на полную мощность

Магистрали передачи данных на основе оптоволокна обрели популярность благодаря возможности обеспечить симметричный канал с пропускной способностью свыше 1 Гбит/с на расстояниях до 20 км. Однако переход на оптоволокно требует от провайдера крупных инвестиций, которые, в свою очередь, подразумевают существование конкретных бизнес-задач, направленных на окупаемость проекта. Если учесть, что большинство развитых провайдеров уже имеют готовую широкополосную инфраструктуру, дополнительные вложения в использование оптоволокна не кажутся им удачным решением. Тем не менее ужесточившаяся конкуренция вынуждает многих операторов переходить на новый носитель.

Так, в Азии ряд компаний уже предлагают своим пользователям гигабитное подключение к сети. К примеру, в Гонконге стоимость месячной абонентской платы за такую услугу составляет порядка 216 долл. Впрочем, говорят аналитики, несмотря на внушительность предложения, в реальности оно выглядит несколько иначе. Гигабитная пропускная способность допустима лишь для локальных соединений, тогда как доступ к ресурсам за пределами Гонконга осуществляется на скорости не более 20 Мбит/с. Теоретически оптоволокно позволяет обеспечить конечным пользователям доступ в сеть на гигабитных скоростях, однако из практических соображений операторы, как правило, ограничивают уровнем 100 Мбит/с. На сегодняшний день этого вполне достаточно даже для активной работы с мультимедиа. О более высоких скоростях провайдеры задумаются лишь тогда, когда возросшие потребности мультимедийных приложений обеспечат реальный спрос на гигабитные каналы связи, считают в ABI Research.

PC Week

Новые программы   Теги:

Читать IT-новости в Telegram
Информационные технологии
Мы в соцсетях ✉