Информационные технологииStfw.Ru 🔍

Порталы и жизненные циклы

Поначалу порталы представлялись довольно простой коллекцией статического контента, и это представление несколько задержалось в ума Леонид Черняк
🕛 18.10.2005, 00:33
Portal Lifecycle Management

Поначалу порталы представлялись довольно простой коллекцией статического контента, и это представление несколько задержалось в умах, отсюда следует всеобщая недооценка сложности и стоимости задач, которые предстоит решать в процессе эксплуатации, на протяжении всего жизненного цикла портала. На самом деле возникает необходимость управлять жизненным циклом. Действительно, управление статической информацией не требует значительных затрат, но современные порталы имеют дело с онлайновыми приложениями, их логическая сложность сопоставима со сложностью самого предприятия. С появлением новых технологий складывается впечатление, что современные системы для управления бизнесом, обретают все большее сходство с классическими системами автоматического регулирования, которые уже много десятилетий используются в технологическом управлении. А в теории автоматического управления, на которой строятся последние, есть такое утверждение: сложность регулятора не может быть меньше, чем регулируемого им объекта.

Портал обязан соответствовать предприятию на всем протяжении жизненного цикла, быть синхронным ему, но в отличие от других объектов, например, технических систем, бизнес-система находится в состоянии постоянной эволюции, и, следовательно, корпоративный портал никогда не может быть закончен как некоторый продукт и окончательно сдан в эксплуатацию, а живет и развивается вместе с предприятием.

Идеологию, пригодную для построения динамической схемы жизненного цикла портала, можно найти в [12]. В отчете, подготовленном аналитическом Delphi Group использованы материалы компании Mongoose Technology, предлагающей средства для разработки и эксплуатации порталов. Автор отчета представляет цикл жизни портала как замкнутый и повторяющийся, что противопоставляется обычному отношению к приложениям, которые иронически называются: «целься, пли, готово». Ударным трудом с фиксированной датой окончания порталы не строятся, это не продукт, имеющий окончательные потребительские качества, следовательно, требуется долговременные и методичные усилия по развитию и совершенствованию, через последовательность итераций. В [13] приводится еще одно интересное наблюдение, вывод из которого имеет большое практическое значение. Обычно в процессе проектирования портала большинство участников составляют заинтересованные представители менеджмента компании, а ИТ-персонал - меньшинство. После того, как портал внедрен, пропорция радикально меняется, менеджерам он остается нужным в качестве инструмента, и они теряют к нему интерес, а большинство переходит к ИТ-специалистам, далеким от понимания функциональности. Отход менеджеров от выполнения миссии по совершенствованию опасен деградацией портала.

Каждый из витков жизненного цикла портала состоит из четырех периодов.
Проектирование. На стадии проектирования архитектор должен определить логические компоненты портала, установить соответствие между требованиями бизнеса и программными приложениями. На этом этапе критически важно точно определить функциональные требования к порталу в связи со средой, где он функционирует, и особенно с приложениями от третьих поставщиков. Связь с приложениями через соответствующие коннекторы и определяет главным образом специфику эксплуатации порталов. Например, коннектор с приложением может задавать определенную версию приложения. В таком случае, если в какой-то момент появляется новая версия приложения, то этот коннектор должен быть доступен сервисному персоналу для внесения в него изменений. Аналогичным образом должны быть явно выделены места для внесения управляющих воздействий, своего рода инструменты управления. Следовательно, параллельно с проектированием портала должна формироваться библиотека сервисных инструментов.
Рис. 2. Жизненный цикл портала
Сборка. C целью тестирования создается прототип или "виртуальный портал", на нем проверяется функциональность и управляемость, в том числе качество библиотеки сервисных инструментов. Сборка позволяет убедиться в том, что прототип соответствует внедряемой системе.
Внедрение. Почти не отличается от внедрения любой другой программной системы, тестирование заключается в проверке соответствия проекта реальным функциям.
Менеджмент. С вводом портала в эксплуатацию начинается менеджмент, в этот момент важнейшим является создание условий идентификации изменений и их инициации. Одна из самых сложных проблем заключается в достижении взаимопонимания соучастников процесса, например, прикладными программистами, с одной стороны, и дизайнерами и художниками, ни те, ни другие не должны доминировать. Критически важным является подчинение технических проблем задачам бизнеса. В конечном счете, очень важно, сохранить целостность и контроль организации над порталом, а не наоборот.

Сегодня предложение средств для менеджмента порталов на рынке программного обеспечения еще невелико. Одно из наиболее известных - пакет PortalStudio Interactive Development Environment от компании Mongoose Technology, который представляет собой среду, позволяющую архитекторам порталов применить интегрированный подход к PLM. В состав пакета входит визуальная среда, библиотека компонентов, набор различных портальных заготовок. Пакет может быть использован в процессе создания и поддержки порталов на всем их жизненном цикле. В октябре 2001 года Mongoose Technology выпустила PortalStudio Enterprise Edition 2.0. Технология, предлагаемая компанией, соответствует стандартам J2EE, что обеспечивает ей нейтральность по отношению к вендорам портальных платформ. Существует возможность работы Mongoose PortalStudio совместно с BEA WebLogic, Oracle9i AS, Orion, Macromedia Jrun и IBM WebSphere.

Портал как средство для создания виртуальных сообществ

Работы, которые ведутся в Mongoose, не ограничены чисто технологическими аспектами, остающимися пока наиболее привычными для ИТ-специалистов. В PortalStudio 2.0 включен компонент RealCommunities, относящийся к новому поколению средств для групповой работы, так называемых коллаборационных приложений, основанных на использовании Web-служб для организации межличностного общения. Обращение к изучению этой категории коллективов и созданию средств их создания вызвано довольно простой мыслью. Эволюции человека в физическом пространстве проходила в процессе создания разного рода объединений, от стада до демократического государства, вся индустриальная история - это, в конечном итоге, история производственных коллективов. Выйдя в виртуальное пространство, человечество с неизбежностью повторит этот опыт, поэтому и Web проходит три этапа.
Первым было представление его в виде огромной энциклопедии, главным на этом этапе является контент.
Второй этап - электронная коммерция, построенная на транзакционных принципах (один к одному).
Третий этап - образование сообществ.

Сообщества в электронном бизнесе могут играть возможно большую роль, чем в обычном бизнесе. Самый очевидный пример эффективности сообществ представляют собой системы CRM, основная идея которых выражается формулой:

P = ({[(Ri - Ci) х Li] - Si},

где
P - суммарная прибыль; Ri - доход от одного клиента; Ci - затраты на одного клиента; Li - время жизни одного клиента;
Si - затраты на получение одного клиента.

В этой формуле самым значимым параметром оказывается время вхождения клиента в сообщество потребителей. Если максимизация других параметров зависит от ряда других обстоятельств, время, пока потребитель остается верен поставщику, напрямую зависит от качества организации сообщества. Совершенно аналогичные рассуждения можно приложить к системам категорий SCM, CVM и другим. Понимая это, в Mongoose предлагают пакет RealCommunities, который позволяет объединить инфраструктуру и прикладные службы для построения Web-сообществ и взаимодействие каждого с каждым (peer-to-peer) внутри корпоративного портала. Схема работы RealCommunities удивительным образом напоминает каноническое представление о функционировании Web-служб, но в качестве объектов в ней выступают не приложения, а реальные люди. RealCommunities включает в свой состав модули:
Expertise & Skills Directory - каталог знаний и практического опыта, построенный по принципу Web-служб, позволяющий найти специалиста или коллектив исполнителей, отвечающих необходимым требованиям;
Engagement & Feedback - после того, как найдены исполнители, необходимо снабдить их службами для взаимодействия, для этой цели есть модуль взаимодействия и обратной связи;
Messages & Chat - средство для непосредственно общения, в том числе доски объявлений, чаты и мгновенная передача сообщений;
Question & Answer - механизм постановки вопросов и получения ответов (может быть как частным, так и публичным);
File Sharing & Collaboration - разделяемый доступ к файлам;
Review & Recommend - возможность взаимной оценки качества работы для соучастников одного проекта;
Rewards & Incentives - поле, на котором выставляются награды и стимулы.

RealCommunities обеспечивает управляемое взаимодействие между сотрудниками, партнерами и клиентами. Используемые при этом Web-службы усиливают процесс образования групп, коллаборацию между группами и внутри них, обмен знаниями между теми же тремя категориями - сотрудники, партнеры и клиенты. К числу достоинств RealCommunities с корпоративной точки зрения можно отнести возможность его средствами отчуждать сохранять интеллектуальный капитал, уменьшать текучесть рабочей силы, повысить продуктивность команд сотрудников и повышать лояльность клиентов.

Литература
Стивен Теллин, "Интранет и Адаптивные Инновации: переход от управления к координации в современных сетях", JetInfo, № 21-22, 1996
Steven L. Tellen, "Intranets as Knowledge Management Systems basic concepts and definitions", 1997, http://www.dhs.vic.gov.au/phkb
Bruce Robertson, Val Sribar, "The Adaptive Enterprise: IT Infrastructure Strategies to Manage Change and Enable Growth". Intel Press, IT Best Practices Series, 2001
Леонид Черняк. "Управление кораблем корпорации", журнал БОСС, 1997, № 1
"Corporate portals: A Simple View of a Complex World", Plumtree Software, 1998
Леонид Черняк. "Корпоративный портал", http://kis.pcweek.ru/kis/win/techno/p.html
David Reed, "The Law of the Pack". Harvard Business Review, 2000, February
"Best Practices in Enterprise Portals", KMWorld, 2001, July/August, www.kmworld.com
Paolo Magrassi, Bill Rosser, "The Productivity Paradox". Gartner Group European Symposium/Itxpo, 2001
"A Framework for Assessing Return on Investment for a Corporate Portal Deployment. The Industry's First Comprehensive Overview of Corporate Portal ROI", Plumtree Software, 2001
Erick Rivas. "Maximize Enterprise Portal ROI", KMWorld, 2001, July/August
"Portal Lifecycle Management: Addressing the Hidden Cost of Portal Ownership", Delphi Group, 2001, January
Paolo Magrassi, Bill Rosser "The Productivity Paradox", Gartner Group European Symposium/Itxpo, 2001
"The 12 Principles of collaboration, Guidelines for Designing Interaction Management Services", Mongoose Technology

Разное в ИТ   Теги:

Читать IT-новости в Telegram
Информационные технологии
Мы в соцсетях ✉