Информационные технологииStfw.Ru 🔍

Путь ZX

🕛 23.09.2009, 14:23
В июле 1979 Клайв Синклер учредил новую компанию Sinclair Research LTD. Которая впредь будет заниматься компьютерной техникой. Задача, которую он поставил перед компанией разработать компьютер с недорогой архитектурой, по низкой цене, что позволит пустить его в наиболее масштабное массовое производство. И уже через год это удалось сделать.

Sinclair ZX80 был доступен в Великобритании по цене ниже 100 фунтов (точнее, цена была установлена в 99,95 фунтов). Модель была доступна в виде набора для сборки, покупатель должен был сам собрать и спаять компоненты, либо в виде готового компьютера, по несколько большей цене, для тех, кто не обладал необходимыми навыками или не хотел собирать модель сам. ZX80 быстро стал очень популярен, и скоро оказалось так, что для покупки компьютера приходилось записаться в очередь и ждать несколько месяцев.

Проектировщиком машины был Джим Вествуд (Jim Westwood). Она была построена вокруг процессора Z80, работающего на частоте 3,25 МГц, оснащена 1 КБ статического ОЗУ и 4 КБ ПЗУ, в которое был зашит язык программирования Sinclair BASIC, редактор для него и операционная система. Бейсик-команды не вводились посимвольно, вместо этого команды выбирались нажатием одной клавиши, как на научном калькуляторе; каждой клавише был сопоставлен набор значений, которые выбирались в зависимости от нескольких клавиш-регистров.

В качестве дисплея использовался бытовой телевизор, с коннектором через антенное гнездо; постоянной памятью служил бытовой кассетный магнитофон. Для генерации видеосигнала использовалось минимальное число элементов плюс программная часть. В результате этого, ZX80 мог показывать картинку только когда был не занят выполнением программы пользователя, то есть тогда когда ждал нажатия клавиши. При запуске Бейсик-программы или даже при нажатии клавиши дисплей моментально гас до тех пор, пока процессор вновь не освободится. Это сильно усложняло работу с графикой, поскольку программа должна была предусматривать паузы с ожиданием ввода просто, для того чтобы показать очередной экран. Позже в ZX81 эта проблема была частично решена возможностью работы в «медленном» режиме, когда видеосигнал генерируется, и в «быстром» режиме, когда видеосигнал не выдаётся (обычно при длительных вычислениях).

Sinclair также производил блоки расширения памяти ZX80; сначала ZX80 RAM Pack содержал 1, 2 или 3 КБ, последняя модель содержала 16 КБ, все они содержали чипы динамического ОЗУ (DRAM).

Машина была помещена в тонкий пластиковый корпус с цельной мембранной клавиатурой в передней части; свои отличительные черты он получил от промышленного дизайнера Рика Дикинсона (Rick Dickinson). Были некоторые проблемы с долговечностью, надёжностью и перегревом. Хотя, возможно, модель и была в чём-то «топорной», но она была действительно инновационной и стала началом эпохи домашних компьютеров 1980-х в Великобритании и Новой Зеландии.

Продажи ZX80 достигли 50 000 экземпляров - немыслимое число для того времени.

Sinclair ZX81 ZX_81- второй компьютер компании Sinclair Research Ltd, выпущенный в 1981 году. Являлся усовершенствованным вариантом предыдущей модели, ZX80 и имел обратную совместимость с ней. Как и предшественник, компьютер поставлялся как в виде набора для самостоятельной сборки, как и в виде готового устройства. Цена компьютера составляла соответственно 50 и 70 фунтов.


Версия компьютера для США выпускалась компанией Timex Corporation под названием Timex Sinclair 1000 (TS 1000). Она была адаптирована для работы с телевизорами стандарта NTSC, и имела удвоенный объём ОЗУ.


Производство компьютера было прекращено в 1983 году.

Характеристики

Процессор: NEC μPD780C-1 (японский клон Z80) на частоте 3.25 МГц

ОЗУ: 1 КБ штатно, расширяется до 64 КБ (из которых можно использовать только 56 КБ)

Модули расширения ZX 16K RAM и TS1016 объёмом 16 КБ

ПЗУ: 8 КБ с соответствующей версией Sinclair BASIC

Графика: текстовый режим 32x24 символа, монохромная

Возможна программная реализация графического режима 256x192

Звук: нет

Разъёмы:

Высокочастотный видеовыход

Системный разъём

Разъёмы для подключения магнитофона (скорость передачи данных 250 бод)


Описание


ZX80 был основан на микросхемах TTL, а начиная с Sinclair ZX81, во всех компьютерах компании Sinclair Research стала применяться технология ULA (Uncommitted Logic Array), позволяющая снизить цену устройства. Схема предыдущей модели содержала 21 микросхемы, тогда как ZX81 был построен всего на 4 или 5 микросхемах: процессор, ПЗУ, ULA (производства Ferranti) и статическое ОЗУ на одной или двух микросхемах (одна 1024x8 или две 1024x4). Схематика и системные программы (кроме различий в версиях Sinclair BASIC) были очень похожи, с единственным существенным различием в генераторе немаскируемых прерываний, который использовался для «медленного» режима в ZX81.



Первая версия печатной платы компьютера была разведена вручную. Последующие версии создавались с использованием САПР.


Как и в предыдущей модели, генерация изображения происходила аппаратно-программным способом, поэтому при нажатии клавиш (даже в процессе выполнения программы) изображение пропадало. Для решения этой проблемы был введён режим "медленного" выполнения программы, который позволял избежать пропадания изображение за счёт снижения быстродействия интерпретатора Бейсика почти в 4 раза.


С появлением ZX81 для ZX80 стало доступно обновление, включающее чип 8 КБ ПЗУ от ZX81, пленку для клавиатуры с новыми обозначениями и инструкцию для ZX81; обновление стоило около 20 % от стоимости полноценного ZX81. Достаточно было снять крышку ZX80, достать старое ПЗУ из разъёма, осторожно вставить микросхему нового ПЗУ и накрыть клавиатуру новой плёнкой, после чего ZX80 становился по функциональности почти таким же, как ZX81, за исключением «медленного» режима, который нельзя было добавить без аппаратных переделок. Процесс обновления можно было провести и в обратную сторону, вернув исходную функциональность ZX80.


23 апреля 1982 ZX-Spectrumбыл выпущен новый компьютер названный ZX-Spectrum. В ходе разработки компьютер назывался «ZX81 Colour» и «ZX82», название «ZX Spectrum» должно было подчеркнуть одно из главных отличий от ZX81 - цветное изображение. Почитатели этого компьютера часто называют его «Speccy».


Со своим появлением был одним из самых популярных компьютеров в Европе, а его многочисленные клоны получили широкое распространение на территории СССР/СНГ. Благодаря невысокой цене, за первые 17 месяцев было продано более миллиона этих машин. Низкая стоимость компьютера обусловлена рядом факторов: использованием технологии ULA,с помощью которой большая часть схемы размещалась в одном чипе; низкими техническими и пользовательскими характеристиками, по сравнению с более дорогими компьютерами того времени; использованием бытового телевизора в качестве монитора и кассетного магнитофона в качестве внешнего накопителя.

Технические особенности


«Sinclair ZX Spectrum» был представлен в двух вариантах - с 16 и 48 КБ оперативной памяти.


Стандартный «ZX Spectrum 48» имел 16 КБ ПЗУ, в которые был прошит «оксфордский» диалект языка Бейсик, так называемый Sinclair BASIC. Эта же программа ПЗУ обеспечивала базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс. BIOS как такового не было, системными процедурами (например, печать на экран) можно было воспользоваться из машинного кода, вызвав их по абсолютным адресам. В связи с этим архитекторами компьютера была принята политика не изменять программу ПЗУ, даже с целью исправления ошибок (коих нашлось немало) [2]. Кроме того, дело осложнялось тем, что код ПЗУ разрабатывался сторонней фирмой Nine Tiles Ltd. Тем не менее, многие «клоны» имели изменённую «прошивку» - в частности, с русифицированной клавиатурой. Были даже варианты с переключаемым «на лету» (так называемым «теневым») ПЗУ. Расположение такой «операционной системы» и языка программирования в постоянной памяти обеспечивало перезагрузку компьютера за пару секунд, включая тестирование ОЗУ.


Первая модель «ZX Spectrum» имела оригинальную недорогую в производстве клавиатуру (cheap-to-manufacture keyboard), состоящую из 40 резиновых клавиш. Характерной ее особенностью была многофункциональность: алфавитно-цифровые клавиши имели до семи значений, в различный режимах. При этом режим ввода отображался с помощью курсора. Такими режимами были: L - для ввода строчных букв, C - для ввода заглавных букв, K - для ввода основных ключевых слов BASIC, E - для ввода дополнительных ключевых слов и операторов, и G - для ввода псевдографических, управляющих символов и символов, определённых пользователем. Режим переключался как автоматически, так и с помощью управляющих клавиш Caps Shift и Symbol Shift. Например, в начале набора BASIC ждёт команду, потому курсор находится в режиме K. Однократное нажатие клавиши «G» в таком режиме приведёт к автоматическому вводу оператора GO TO. После этого курсор перейдёт в режим L и позволит набрать число, имя переменной по буквам или математическое выражение (в том числе с помощью режима Е). Расположение операторов языка по клавишам и режимам курсора было продумано так, что ввести синтаксически некорректное выражение было затруднительно. Более поздние модели (имеющие 128 КБ памяти и больше) позволяли, в качестве альтернативы, набирать команды языка по буквам (только в расширенном режиме).


Не менее характерным был единственный графический режим компьютера. Цвета (8 цветов и два уровня яркости, плюс атрибут мерцания) и собственно графика хранились в разных участках памяти. При этом, хотя графическое разрешение составляло 256×192 точек, цветовые атрибуты задавались по знакоместам. Каждое знакоместо размером 8×8 пикселей могло иметь только два приписанных ему цвета (и только один атрибут яркости и мерцания). Таким образом, область 8×8 пикселей кодировалась 9 байтами ОЗУ (8 байт - однобитовая картинка 8×8 пикселей, 1 байт - атрибуты цвета: 3 бита цвет знака, 3 бита цвет фона, 1 бит повышенной яркости и 1 бит мерцания знакоместа). Такая организация вызывала определенные сложности при создании компьютерной графики, это проявлялась артефактами в виде квадратиков в некоторых играх. С другой стороны, малый объем экранной памяти (около 7 КБ) позволял быстрее обновлять экран, что было существенно для компьютерных игр.


Первые модели ZX Spectrum имели однобитный выход звука. Воспроизведение музыки, особенно многоголосой, требовало использования почти всего времени процессора, так как звук генерировался полностью программно. В модели ZX Spectrum 128 была добавлена микросхема звукогенератора AY-3-8910, позволяющая воспроизводить трёхголосую музыку без больших затрат процессорного времени. Подключение этой микросхемы также было возможно и для моделей с объёмом памяти 48 КБ.



Модели Sinclair Research


Оригинальные модели «ZX Spectrum», выпущенные «Sinclair Research»:

ZX Spectrum 16K/48K (1982)

ZX Spectrum+ (1984)

ZX Spectrum 128 (1986)


Аппаратную часть ZX Spectrum 16K/48K разработал Ричард Альтвассер (Richard Altwasser) из «Sinclair Research», корпус машины был создан промышленным дизайнером Риком Дикинсоном (Rick Dickinson). Программное обеспечение для нового компьютера разработал Стив Викерс (Steve Vickers) по контракту с компанией «Nine Tiles Ltd», в которой был создан «Sinclair BASIC». Эта первая модель получилась очень запоминающейся благодаря резиновым клавишам, миниатюрному корпусу и характерному мотиву в виде спектра. Компьютер был выпущен на рынок в 1982 году по цене в 125 фунтов за модель с 16 KБ ОЗУ и 175 фунтов - за модель с 48 КБ; эти цены позже были снижены до £99 и £129 соответственно. Владельцы модели с 16 KБ памяти могли приобрести обновление на 32 КБ; для обновления пользователи могли выслать свой «Spectrum» в «Sinclair Research» по почте. Сторонние фирмы также предлагали ОЗУ-модуль на 32 КБ, подключаемый в порт расширения.


С июля 1984 года разработчики готовили ZX Spectrum+, который был выпущен в октябре того же года. Это был «Spectrum» c 48 КБ памяти, обновлённым корпусом и клавиатурой; на корпусе появилась кнопка сброса. Довольно быстро новая модель стала продаваться вдвое лучше предыдущей; тем не менее, некоторые продавцы говорили про высокий процент поломок.


«Sinclair Research» разрабатывала ZX Spectrum 128 совместно со своим испанским дистрибьютором «Investrónica». «Investrónica» помогла адаптировать «ZX Spectrum+» к испанскому рынку после того, как испанское правительство обложило особым налогом все компьютеры с памятью в 64 КБ и ниже, не поддерживающие испанский язык. Новая модель содержала 128 КБ ОЗУ, трёхканальный звук через AY-3-8912, совместимость с MIDI, порт RS-232, RGB-выход на монитор, а также 32 КБ ПЗУ с улучшенным Бейсик-редактором. Машина была впервые представлена и запущена в продажу в сентябре 1985 года на торговой выставке «SIMO '85» в Испании. В Великобритании, из-за наличия большого числа нераспроданных «Spectrum+», продажи были отложены до января 1986 года; начальная цена была установлена в £179,95.


Процессор Z80 имеет 16-разрядную шину адреса, что означает, что он может напрямую адресовать только 64 КБ памяти. Для доступа к дополнительным 80 КБ ОЗУ использовалась техника переключения банков памяти (англ. bank switching), таким образом, дополнительная память была доступна в виде восьми страниц, подключаемых в верхнюю часть адресного пространства. Подобным образом выполнялось переключение между новыми 16 КБ ПЗУ и оригинальными 16 КБ ПЗУ в нижней части адресного пространства.


Для использования новых звуковых возможностей в «Sinclair BASIC» появилась инструкция PLAY, для переключения в режим «Spectrum 48K» - SPECTRUM. Новые инструкции заняли место двух существующих «символов определяемых пользователем», что вызвало проблемы совместимости с некоторыми старыми BASIC-программами.


Модели «ZX Spectrum», выпущенные компанией «Amstrad» после передачи прав на всю линию машин:

ZX Spectrum +2 (1986)

ZX Spectrum +3 (1987)

ZX Spectrum +2A / +2B (1987)


В 1986 году, вскоре после приобретения бренда «Sinclair» и прав на всю линейку «Spectrum», компания «Amstrad» выпустила ZX Spectrum +2. Машина имела серый корпус с пружинной клавиатурой, двумя портами джойстиков, а также встроенным кассетным магнитофоном, именуемым «Datacorder» (как в «Amstrad CPC 464»), но в остальном машина была полностью идентична «ZX Spectrum 128». Цена производства была снижена, в результате чего розничные цены упали до £139-£149.


Новая клавиатура не имела надписей с ключевыми словами BASIC, за исключением LOAD, CODE и RUN, которые были нужны для запуска программ, но это не было большой проблемой, поскольку в «+2» имелась система меню, подобная меню в «ZX Spectrum 128», где можно было переключаться между старым BASIC 48K и BASIC 128K с набором ключевых слов побуквенно.


ZX Spectrum +3 выглядел подобно модели «+2», но вместо магнитофона содержал привод 3-дюймовых гибких дисков (как в «Amstrad CPC 6128»); корпус был чёрного цвета. Модель была выпущена в 1987 году с начальной ценой в £249, которая позже упала до £199. Это был первый «Spectrum», способный запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования.


В «+3» появилось ещё 2 × 16 КБ ПЗУ, в виде одного чипа на 32 КБ. Половину этого объёма заняла вторая часть реорганизованного 128 ROM, вторую половину - дисковая операционная система +3DOS, которая, по сути являлась изменённой версией AMSDOS. Для использования нового ПЗУ механизм переключения банков памяти был изменён таким образом, что ПЗУ теперь подключалось и вместо других 16 КБ ОЗУ. Такие коренные изменения привели к ряду несовместимостей, некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K перестали работать на новой машине.


«ZX Spectrum +3» стал последней официальной моделью «Spectrum», которая пошла в серию; производство модели продолжалось до декабря 1990 года. Хотя в то время продажи «Spectrum» составляли треть продаж всех домашних компьютеров, «Amstrad» прекратила производство в попытке перевести потребителей на линейку «CPC».


В 1987 году был выпущен ZX Spectrum +2A. Он был сделан для того, чтобы линейка машин стала более однородной. На корпусе по-прежнему была надпись «ZX Spectrum +2», но цвет корпуса вновь стал чёрным, как у первых моделей. «+2A» был сделан на основе «+3», с моделью ПЗУ 4.1 и с материнской платой, на которой было значительно уменьшено количество чипов - большинство из них было интегрировано в ASIC-микросхему. Привод диска и оборудование для него из модели «+3» был заменён на кассетный привод, как в оригинальном «+2». Первоначально «Amstrad» планировала вывести интерфейс для диска, но это так и не было сделано. Как и в случае с «ZX Spectrum +3», некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K были несовместимы с этой моделью.


Позже, в 1987 году, появление ZX Spectrum +2B означало перевод производства из Гонконга в Тайвань.


Существует «неофициальная» версия ПЗУ от Amstrad для Spectrum 48K [3], которая даёт основания считать, что у Amstrad были планы создания обновлённой версии Spectrum 48K под именем ZX Spectrum +4, но она так и не была выпущена.


Периферия


ZX Printer


ZX Microdrive


Kempston joystick interface


«Sinclair» предоставляла для «ZX Spectrum» следующие модули расширения:

ZX Printer - уже был доступен к моменту выхода «ZX Spectrum» на рынок, поскольку порт расширения сохранял обратную совместимость с портом ZX81.

ZX Interface 1 - модуль, включающий 8 КБ ОЗУ, последовательный порт RS-232, контроллер локальной сети (ZX Net), а также интерфейс для подсоединения до 8-ми ZX Microdrive.

ZX Interface 2 - модуль с двумя портами для джойстиков и одним портом для картриджа ПЗУ.

ZX Microdrive - не особенно надёжное, но быстрое устройство хранения на картриджах с закольцованной плёнкой, выпущено в июле 1983 года [4].

Keypad - дополнительная цифровая клавиатура для модели 128K.


Помимо этого, предлагался ряд расширений от сторонних производителей, в частности:

Kempston joystick - интерфейс для подключения джойстика.

Morex Peripherals Centronics/RS-232 - параллельный и последовательный порт.

Currah Microspeech - модуль синтеза речи.

Videoface Digitiser - дигитайзер.

RAM pack - модуль расширения оперативной памяти.

Cheetah Marketing SpecDrum - ударная установка.

Multiface - отладочный инструмент от компании Romantic Robot.


Также пользовались популярностью клавиатуры различных производителей [5].


Существовало несколько интерфейсов для подключения дисковода, в частности:

SPDOS (Abbeydale Designers/Watford Electronics)

KDOS (Abbeydale Designers/Kempston)

Opus Discovery

DISCiPLE (Miles Gordon Technology) - контроллер дисковода, содержащий также два порта джойстика, параллельный порт, интерфейс локальной сети и «волшебную кнопку».

Beta Disk Interface (Technology Research Ltd, UK)


На Западе наиболее популярным стал интерфейс DISCiPLE, в странах Восточной Европы и в России - Beta Disk Interface.



Производные и клоны


Timex Sinclair 2068


SAM Coupé


Благодаря относительно простой конструкции ZX Spectrum, спустя лишь несколько лет после выхода машины появилось множество её клонов


«Sinclair» лицензировала «Spectrum» американской компании «Timex». Её модели, порождённые от «Spectrum»:

Timex Sinclair 2068 (TS2068) - значительно более сложная машина, чем оригинальный «Spectrum»; добавился порт картриджа, звуковой чип AY-3-8912, а также улучшенная ULA с несколькими графическими режимами. Модель продавалась в основном в США, хотя почти идентичные версии распространялись в Португалии и Польше под названиями «Timex Computer 2068» (TC2068) и «Unipolbrit Komputer 2086» (UK2086).

Timex Computer 2048 - машина, очень похожая на «Spectrum», но с улучшенной ULA, позволяющей переключаться в другие графические режимы; продавалась только в Португалии.

Timex Sinclair 2048 - версия TS2068 с 16 КБ ОЗУ; не была выпущена на рынок.


В конце 1989 года в Великобритании компания «Miles Gordon Technology» (производитель периферии) выпустила компьютер «SAM Coupé» в качестве потенциального наследника «Spectrum», сохраняющего совместимость с ним. Однако, в то время «Commodore Amiga» и «Atari ST» уже вышли на рынок.


В Индии в 1986 году «Decibells Electronics» представила лицензированную версию «Spectrum+» под именем «db Spectrum+». До того, как в начале 1990-х прекратились продажи, было продано несколько тысяч машин.


Microdigital TK90X


Южно-американские клоны продукции Sinclair и Timex были полными копиями или почти не отличались от оригиналов. В некоторых случаях модели дополнялись портом джойстика или дополнительной памятью, но не более того.

CZ 2000 (Аргентина, Czerweny Electronica)

CZ Spectrum (Аргентина, Czerweny Electronica)

CZ Spectrum+ (Аргентина, Czerweny Electronica)

TK90X (1985, Бразилия, Microdigital)

TK95 (1986, Бразилия, Microdigital)



Восточная Европа


В Польше:

Elwro 800-2 Jr - версия Elwro 600 Jr с дисководом и операционной системой CP/M


В Восточной Германии:

HCX (Magdeburg)

Spectral


В Чехословакии:

Didaktik Gama, Didaktik M, Didaktik Kompakt - см. Didaktik

Mistrum


В Венгрии:

HT 3080C - Выпущен в 1986 году компанией Híradástechnikai Szövetkezet. Это третья машина компании, предыдущие две были школьными компьютерами, клонами TRS-80 и не имели успеха из-за слабой графики при высокой цене. В 1986 году для новых школьных компьютеров были установлены требования: наличие графики высокого разрешения и поддержка венгерского алфавита. Новая машина сохранила режим совместимости со старыми моделями, получив при этом режим ZX Spectrum.


В Румынии:

Cobra (г. Брашов)

CIP-03 (ICE Felix)

HC-85, HC-90, HC-91 (ICE-Felix)

HC2000 (1992-1994, ICE-Felix) - Имел встроенный дисковод 3.5" на 720 КБ, 64 КБ ОЗУ. Мог работать в режиме Spectrum (доступно 48 КБ ОЗУ) либо в режиме CP/M (доступны все 64 КБ ОЗУ).

JET

TimS



СССР/Россия/СНГ


Первые клоны ZX Spectrum появились в СССР в конце 1980-х и быстро завоевали популярность благодаря цвету, музыкальным возможностям и, главное, обилию игр. Попали в СССР они вероятнее всего из Польши, по крайней мере, первые игры и документация шли с примечаниями на польском языке.


Сразу же возникла идея сделать клон компьютера на советской элементной базе. Однако проблема заключалась в том, что «сердце» компьютера, процессор Z80 в CCCР на тот момент не производился, и его приходилось ввозить из за рубежа. В начале 1990-х советская электронная промышленность наладила выпуск клонов процессора Z80: Т34ВМ1 и КР1582ВМ1.


Другая проблема заключалась в том, что практически вся схема ZX Spectrum размещалась в специализированном чипе ULA - аналог современного понятия «чипсет». Микросхема выпускалась на заводах Ferranti под строгим контролем. Поэтому создателям клонов пришлось эмулировать работу ULA на микросхемах малой и средней степени интеграции. Позднее советская электронная промышленность освоила и аналог микросхемы ULA: Т34ВГ1.



Балтика


Вероятно, самый ранний клон. ULA эмулировалась на программируемых микросхемах К556РТ4 и К155РЕ3. Процессор Z80 работал на частоте 4 МГц вместо 3,54 МГц на ZX Spectrum.



МОСКВА-48К


Год появления - примерно 1988 г. Эта модель являлась наиболее полной копией «ZX Spectrum 48», ОЗУ собрано на восьми 565РУ5 и восьми 565РУ6, то есть как в фирменном компьютере.


Такое же торможение процессора в адресах с #4000 по #8000 (16384-32767), хотя организация его работы сделана как в синклеровском оригинале.


Ещё у «МОСКВЫ-48» 312 строк в кадре, что является стандартом. По словам очевидцев, была довольно трудна в наладке, и на плате много «исправлений». В связи с этим, данная модель распространялась только в Москве.


В Ростове-на-Дону на радиорынке именовался как Краснодарский вариант. Исправления и доработка Владимира Кияшко.



МОСКВА-128К


Появилась примерно в 1989 году. Это первая машина с памятью 128 КБ. В схеме есть интерфейс принтера LX-PRINT, Sinclair Joystick, полный RGB сигнал. А недостатки, такие как «сбойность» ОЗУ и трудности в настройке, не прибавили ей популярности.



Зоновский вариант


Зоновский, он же Ленинградский вариант. Вероятно, самый известный и массовый клон. Авторские права на разработку принадлежат ленинградскому предпринимателю Сергею Зонову. Также в разработке этой линии компьютеров принимали участие Андрей Ларченко и Николай Родионов.



Ленинград 1


Примерно 1989 год. Её достоинства - ввод с магнитофона на 521СА3 (что обеспечивает хорошее качество считывания с ленты), а также простая схема - сделали «Ленинград 1» очень популярным среди бездисковых Speccy. Этому не смогли помешать даже довольно серьёзные недостатки: неправильная адресация портов и сложность любого расширения.


Конструкция отличалась компактностью и применением довольно современных по тем временам микросхем, К555ИЕ, К555КП и т. д.


Компьютер отличался хорошей повторяемостью (при наличии исправных микросхем) и был программно практически полностью совместим с оригинальным Sinclair ZX Spectrum.



Ленинград 2


Появился примерно в 1991 году. Несколько изменённая схема «Ленинград 1». В ней исправлена адресация Kempston-джойстика, в кадре формируется 312 строк (стандарт), легко вводится режим «теневого» ОЗУ, но «неисправность» с портом 254 (FEН) всё равно не устранена.


К сожалению, со временем своего выхода плата слегка запоздала, она появилась примерно в середине 1991 года, и тогда же появился «Пентагон-128», который и захватил львиную долю рынка сбыта. Появись она пораньше - стала бы популярней «Пентагона»…



Hobbit


Хо́ббит» (Hobbit) - 8-разрядный домашний компьютер. Разработка основана на архитектуре ZX Spectrum. Сохранена программная совместимость с семейством ZX Spectrum.


Разработан в СССР в конце 80-х. Авторы - Дмитрий Михайлов и Михаил Осетинский, г. Санкт-Петербург. Выпускался серийно фирмой «InterCompex».


Компьютер выполнен в виде моноблока с клавиатурой, блок питания внешний.


Технические характеристики:

Процессор: Z80A на тактовой частоте 3,5 МГц

Память: 64 КБ ОЗУ

Порты: параллельный (Centronics), последовательный (RS-232), два порта Sinclair-джойстик, один порт Kempston-джойстик

Клавиатура: 74 клавиши, поддержка кириллицы

Видео: 256 × 192 точек, 15 цветов; текстовый режим 80 × 24; возможность подключения к телевизору либо к монитору

Внешние запоминающие устройства: кассетный магнитофон; до четырёх НГМД


Pentagon


Пентагон (англ. Pentagon) - популярный на территории бывшего СССР домашний персональный компьютер, представляет собой кустарно изготовленный клон компьютера ZX Spectrum британской компании Sinclair Research.


Всего было разработано несколько модификаций Пентагона:

Пентагон 48К (1989 г.) - без Beta 128 Disk Interface, существовала версия платы и с ним

Пентагон-128К (1991 г.) - без AY-3-8910

Пентагон-128К 2+ (1991 г.) - с AY-3-8910 на ошибочной частоте 3,5 МГц


Вышеперечисленные версии «Пентагона» считаются разработками фирмы ATM и творческого коллектива МикроАРТ, хотя точной информации нет. Известно только, что ими разработана плата «Пентагон 2+».[1] Следующие версии разрабатывались другими людьми:

Пентагон-128К 3+ (1993 г., фирма «Солон»)

Pentagon-1024SL v1.x (2005 г., Алексей Жабин)

Pentagon-1024SL v2.x (2006 г., Алексей Жабин)



Последняя модель, «Pentagon-1024SL v2.3», содержит центральный процессор Z80A на тактовой частоте 7 МГц, 1024 КБ оперативной памяти, микросхему звукогенератора AY-3-8910 (YM2149F), два дополнительных графических режима (в том числе цвет на точку), PAL-кодер, и допускает подключение принтера, мыши, контроллера IDE и некоторых других периферийных устройств через шину ZX-BUS.


Поскольку вся техническая документация, необходимая для самостоятельной сборки компьютера, распространялась свободно, а также в силу простоты изготовления, в 1991-1996 гг. компьютеры Пентагон (в основном, модель Пентагон-128К) разошлись по всей территории России и бывшего СССР, а также в некоторых странах ближнего зарубежья.


Схемы доработок для ZX Spectrum публикуются, как правило, именно в версии для компьютера Пентагон-128K. Среди доработок:

расширение объёма оперативной памяти до 256 КБ, 512 КБ, 1 МБ или 4 МБ

Covox

SounDrive

DMA Ultrasound Card

дополнительный чёрно-белый видеорежим 512x192

дополнительный видеорежим 384x304

дополнительный видеорежим 256x192, цвет на точку (15 цветов)

CMOS-часы по схеме Mr Gluk’а

IDE-контроллер по схеме Nemo

турбо-режим 7 МГц

быстрая память для турбо-режима (кеш объёмом 32 КБ)



КОМПОЗИТ-48


В общих чертах тот же «Ленинград-2», но несколько улучшенный. Необходимо заметить, что на таких машинах, как «Ленинград-1», «Ленинград-2», «Композит-48», вместо кварца можно поставить подстроечный конденсатор.





КОМПОЗИТ 128


Память была просто напаяна поверх припаянной к плате в режиме 48 КБ, это делало машину трудно настраиваемой. На плате нет контроллера Beta-Disk Interface, нет системного разъёма, подключение принтера связано с некоторыми проблемами. Это просто ZX Spectrum 128 для работы с магнитофоном, а если захочется подключить Beta Disk Interface, то всё придётся делать на проводах.



ПЭВМ «БАЙТ»


Продукт Брестского электромеханического завода (БЭМЗ). Имел в запасе 48 килобайт оперативной памяти и дополнительное ПЗУ со знакогенератором (кириллический шрифт). Раздельные поля памяти. Позже, умельцы начали расширять память до 128 КБ и даже до 1024 КБ. Минский контроллер НГМД был предназначен для работы в CP/M. На плате установлен программный таймер КР580ВИ53, и его порты конфликтуют с портами Beta Disk Interface, что, собственно, и создаёт проблему подключения контроллера. Программистом VfNG из New Group было разработано модифицированное ПЗУ TR-DOS специально для этого контроллера. Для работы с TR-DOS приходится выбирать либо расширения, либо Beta Disk.


На странице [1] можно скачать работающие образы игр и программ (2 кассеты) в формате TZX, которые шли в комплекте с «БАЙТ»-ом.



Profi


Разработанные в 1991 году Profi и Profi+ московской фирмой «Кондор» - были следующим шагом в развитии ZX Spectrum в СССР. Кроме аппаратной поддержки «Speccy», они могли работать в системе CP/M, имели 512 КБ или 1 МБ ОЗУ, режим «турбо» (заставлявший работать процессор на частоте 7 МГц), порт Centronics, музыкальный сопроцессор, возможность подключения жёсткого диска и модема.



Scorpion ZS-256


Разработка фирмы «Scorpion» Сергея Зонова, важной его частью был сервис-монитор (англ. Shadow Service Monitor) Андрея Ларченко (MOA), расположенный в теневом ПЗУ (технология подмены ПЗУ), позволявший дизассемблировать и изменять программный код, не загружая свой отладчик, для которого часто просто не было места в памяти. Объём ОЗУ в оригинальной модели составлял 256 КБ. Режим работы в ОС CP/M был реализован плохо и многие программы отказывались с ним работать. Присутствовал контроллер Beta Disk Interface, порт принтера, SMUC - контроллер для подключения IDE-винчестера, контроллер обычной PC/AT клавиатуры. Позже появился GMX - модуль для увеличения объёма памяти, дополнительных видеорежимов, аппаратной эмуляции прочих клонов ZX Spectrum.



ATM Turbo


Эту машину производили две фирмы: АТМ и MicroART. Во время разработки машины АТМ-ТУРБО-2 творческий коллектив и часть «аппарата» ушли из фирмы АТМ и организовала фирму MicroART. При этом фирма «АТМ» потеряла права на разработку «ATM Turbo 2» версии 6.30, 6.40, 7.00, 7.10, 7.1. С версии v7.00 машина называется ТURBO 2+ во избежание ошибок и путаницы.


Возможности TURBO 2+: ОЗУ до 1 Мб (в v6.40 до 512 Кб), режим TURBO, контроллер Beta-Disk Interface с цифровой ФАПЧ, четыре режима графики:

EGA (320×200), 16 цветов на экране из палитры в 64 цвета.

(640×200), 2 цвета из 16 в каждом знакоместе 8 Х 1 пикселов,

текстовый (80×25), 16 цветов.

Режим ZX Spectrum (256×192).


Ко всему прочему, имеются на плате: АЦП, ЦАП и ПЗУ от КР573РФ2 до 271000 (от 2 КБ до 128 КБ).


Операционная система СР/М v2.20 (в ПЗУ). Выход Centronics, выход RS-232 со стандартными выходными уровнями, так что можно подключать стандартную PC-периферию (мышь, модем и т. д.), контроллер IDE-винчестера (свободно работает только в CP/M и iS-DOS; для TR-DOS имеется только Disk Doctor; существует одна CD-игра - Time Gal). Музыкальный процессор AY8910/12. Контроллер IBM клавиатуры. Дополнительный порт (не конфликтуюший ни с чем), через него можно подключить программатор, модем (протокол V.22, стандарт хайес-модемов) и другую периферию. В версиях до v7.00 подключается АОН с соответствующей программной поддержкой. Системный порт блокируется в Spectrum-режиме (хотя есть специальный вход для использования расширений, он находится в области ТR-DOS). Встроенный COVOX, подключённый к порту #FB. Есть порт FFH.


Совместимость в режиме BASIC-48 - 95 %.


Недостатки: нет порта Kempston-джойстика, хотя есть два Sinclair-джойстика. Нет системного разъёма.



Импульс


В Краснодаре завод РИП выпускал клоны под маркой «Импульс». Клавиатура имела встроенную поддержку русских символов и измененное нестандартное ПЗУ соответственно. Модель «Импульс-М» отличалась встроенным СЕКАМ-кодером для подключения компьютера к телевизору.



Спектр БК-001


Производился на заводе в Твери. 48 КБ памяти. Отличался измененным корпусом (объединённым с клавиатурой), внешним блоком питания и неудобной плёночной русифицированной клавиатурой. Совместимость с оригиналом невысокая. Это следствие изменённого разработчиками ПЗУ, в которое были прошиты русские символы и тест магнитофона (аналогичный имевшемуся в фирменном ZX Spectrum 128 без расширений). Кроме того эти компьютеры очень критично относились к качеству питания, перегревались, и не имели защиты от наводок статического напряжения (обычно больше всего страдала память). В комплект входила кассета с подборкой игр.



Эльбрус


Производился на заводе «Электроника» в Нальчике. Имел 4 одинаковых разъёма: блок питания, джойстик, магнитофон, телевизор. Символы, нанесённые на клавиатуру компьютера, были нестандартными и сложными для запоминания (АР2, Рег и т. д.).



Символ



Производился на «Пензенском радиозаводе» в Пензе небольшими партиями с начала 1990-х годов и примерно до 1995 года. Имел 4 пятиконтактных выхода: KEMPSTON-джойстик, магнитофон, телевизор цветной (полный RGB+Sync сигнал), телевизор ч/б и один разъём для блока питания 5 В. Отличался дешевизной, предельно упрощённой схемой и маленькими габаритами. Для соединения с цветным телевизором в комплекте поставки имелась плата-адаптер, которую необходимо было вставить в телевизор. Она переводила телевизор в RGB-видео режим, которого у советских моделей не было. Корпус компьютера пластиковый, из двух половинок. Внутри две платы, каждая на своей половинке - основная (с системной шиной по нижнему краю платы) и плата клавиатуры (клавиши механические и не отличались особой надёжностью). Клавиатура «откидывалась» вправо, как книжка, и соединялась с основной платой множеством гибких проводников (производители сэкономили на разъеме). В компьютере использовался советский аналог процессора Z80 - КР1858ВМ1, 16 КБ ПЗУ, 48 КБ ОЗУ и базовый матричный кристалл Т34ВГ1 - прототип современных чипсетов. Этот «чипсет» был самой слабой частью компьютера, так как он был наименее надёжным компонентом и очень дефицитным. В данном компьютере использовалась изменённая неоригинальная синклеровская прошивка, при старте появлялась надпись (C)1989 DIDAKTIK SKALICA. Также стоит отметить немного изменённый по сравнению с оригинальным шрифт (полужирный). Никаких проблем с совместимостью программ для режима 48K выявлено не было.



Таганрог-128


Производился в таганрогском КБ «Миус» в 90х годах. Используется модифицированная схема Зонова. Плата размером 243х143 содержит 16 микросхем РУ5 в корпусах DIP16, 2 панельки под ПЗУ в корпусе DIP28 и панельку под процессор в корпусе DIP40. На плате находится 3 пятиконтактных выхода (видео, звук, питание) и 1 семиконтактный (джойстик). Также имеется 64-контактный системный разъем. Данный разъем позволял подключать плату контроллера дисковода и плату ROM-диска со звуковым сопроцессором. Конструктив плат позволял вставлять их последовательно одна в другую. Плата контроллера дисковода содержит переходной буфер шин адреса и данных, микросхему и логику контроллера дисковода, контроллер RS-232, контроллер интерфейса Centronix. ROM-диск представляет собой плату с микросхемой ПЗУ, в которую прошиты адаптированные версии часто используемых программ, а также некоторые сервисные возможности. Также на этой плате находится звуковой сопроцессор AY/YM. В более поздних версиях объём ПЗУ был расширен с 2х512КБит до 4х1МБит и добавлен контроллер kempston-mouse. Имеются схемы доработки компьютера до 1Мб ОЗУ и турбирования контроллера дисковода.



Sintez


Разработка завода «Сигнал» (город Кишинёв). Программно совместим с компьютером Sinclair ZX Spectrum 48, 1991 год.



Дельта-С


Самый ближайший по структуре логики (и другим характеристикам, таким как объем ОЗУ), но ненадёжный клон ZX Spectrum+. Производство города Чебоксары. Существовало 2 модификации этой модели - первая - собранная на микросхемах логики, вторая - на ULA, со встроенным SECAM-кодером и ВЧ-модулятором. Оба варианта комплектовались разными клавиатурами (1ый - контактной, 2ой - плёночной), так что их можно было легко отличить. Производился с 1989-го до начала 90-х (последнее изменение ПЗУ было датировано 1990-м годом). Он имел 2 БМК для сканирования расширенной клавиатуры, но одна из них при работе перегревалась, и на клавиатуре начинали самопроизвольно «нажиматься» случайные клавиши, либо компьютер работал, но вообще на клавиатуру не реагировал. В целом проблема решалась получасовым охлаждением компьютера в морозилке, но бывали и более плачевные последствия. Этот клон не имеет ни AY/YM, ни контроллера дисковода ВГ93.



MAGIC-05


То же, что и MAGIC-06 (см. ниже), но собран на микросхемах мелкой логики вместо ULA.



MAGIC-06


ZX Spectrum 48k, собранный на ULA, с модифицированной ПЗУ выпуска 1993-го года. Имеет плёночную перемаркированную клавиатуру «Электроника МС7007», встроенный SECAM-кодер и ВЧ-модулятор, то есть возможно подключение к телевизору без вмешательства в сам телевизор. Также присутствует и RGB-выход. Модель ULA неизвестна, так как на ней нет маркировки.



Орель БК-08


Орель БК-08 - бытовой компьютер производства Днепровского Машиностроительного Завода.


Официальное название: компьютер видеоигровой «Орель БК-08» БУ2.940.007[1]. Далее по тексту - БК.




Общие характеристики


Центральный процессор: UA880A (аналог Z80A производства ГДР) либо Z80A, с тактовой частотой 3.5 МГц. Оперативная память 64 КБ реализована на 8 микросхемах типа КР565РУ5В.


Интерфейсы:

видеовыход RGB для подключения к телевизорам, соответствующим ГОСТ 24838-47;

вход/выход для подключения бытового кассетного магнитофона, применяемого в стандартной комплектации в качестве устройства долговременной памяти;

два разъёма для подключения джойстиков типа Sinlcair/Kempston;

разъём системной шины.



Особенности архитектуры



Теневое ОЗУ


Область адресного пространства процессора 0-3FFFH при помощи программно-доступного регистра может отображаться как на ПЗУ, так и на соответствующие адреса ОЗУ. Конструкция платы предусматривает установку двух наборов микросхем ПЗУ емкостью 16 КБ каждый, но на практике использовался лишь один из них. Возможность выбора источника касается лишь операции считывания данных, в то время как запись всегда производится в ОЗУ. Такая организация позволяет, с одной стороны, организовать загрузку данных в теневое ОЗУ средствами встроенной BASIC-системы, но с другой стороны, содержимое теневого ОЗУ может быть испорчено программами, не учитывающими его наличие. Данные в теневом ОЗУ не теряются после аппаратного сброса клавишей RESET.



Расширенная клавиатура


Клавиатура БК - кнопочная, герконовая, 67-клавишная. Алфавитно-цифровая зона клавиатуры совпадает со стандартной AT-клавиатурой с точностью до наборов клавиш-модификаторов. Раскладки алфавитных клавиш - стандартные (QWERTY и ЙЦУКЕН). Переключение раскладок производится специальными служебными клавишами РУС и Р/А. Опрос дополнительных клавиш осуществляется через неиспользуемые в стандартной модели биты портов клавиатуры. Общее количество программно-доступных клавиш - 56, остальные аппаратно эмулируют нажатие комбинаций Caps-Shift + <цифра> и предназначены для управления курсором и режимом редактирования.



Кнопка NMI


Немаскируемое прерывание процессора может быть инициировано пользователем при помощи кнопки NMI, расположенной на корпусе БК. Такая возможность в сочетании с размещением в теневом ОЗУ отладочного монитора является исключительно полезной при разработке программ на языке Ассемблера или в машинных кодах.



Прочие схемотехнические особенности


Циклы ожидания при обращении к ОЗУ отсутствуют, что повышает быстродействие системы по сравнению с оригинальным ZX Spectrum или такими его клонами, как «Ленинград». Схема регенерации ОЗУ не зависит от содержимого регистра I процессора, что устраняет известный дефект оригинальной модели - разрушение изображения при записи в этот регистр значений 40H-7FH.


Точная дешифрация портов ввода-вывода (по 8 линиям адреса) благоприятствует разработке дополнительных устройств.


Запрос по линии INT автоматически снимается по сигналу подтверждения прерывания, предупреждая тем самым проблемы, связанные с длительностью генерации этого запроса.


Количество тактов между прерываниями такое же, как у оригинального ZX Spectrum - 69888.


Адресные сигналы на клавиатуру выведены через буферы К155ЛП9, а не через диоды, как на многих других вариантах ZX Spectrum. Благодаря этому устраняются возможные наводки в системную шину с клавиатуры.


Сигналы видеоконтроллера формируются под управлением ПЗУ (микросхемы К155РЕ3 и К556РТ4). Синхронизация точно соответствует оригинальному ZX Spectrum.


Питание БК осуществляется постоянным током напряжением 24В (сетевой выпрямитель входит в комплект поставки). В корпусе БК размещается импульсный стабилизатор напряжения, вырабатывающий основное питающее напряжение +5В и дополнительное - +12В. БК малочувствителен к помехам, возникающим в электросети, например, при включении холодильника. Нагрузочная способность стабилизатора по цепи +12В очень мала, но достаточна для питания микросхемы КР1818ВГ93, которая устанавливалась в контроллер дисковода.





Базовое программное обеспечение


В комплект поставки БК входит комплект базового программного обеспечения: интерпретатор языка BASIC в ПЗУ и магнитофонная кассета с программами tst, MZ80 и RECLAMA.



Бейсик-система


Прошивка ПЗУ содержит вариант оригинального ПЗУ ZX Spectrum, адаптированного к расширенным возможностям БК. При загрузке отображается сообщение "Бейсик-система вер. 2.0".


Характерные особенности:

Русификация: используется 7-битная кодировка КОИ-7 с переключением кодовой страницы выводом управляющих кодов. Модифицированы подпрограммы ПЗУ ввода символов с клавиатуры и вывода на экран. Таблицы символов русского знакогенератора размещаются в верхних адресах ПЗУ, не задействованных в оригинале.

Реализован традиционный для ZX Spectrum ввод служебных слов языка BASIC нажатием одной клавиши, но расположение слов на клавиатуре отличается от оригинала.

Обработчик NMI: вместо стандартного обработчика реализован свой, активирующий теневое ОЗУ, что вызывает неявную передачу управления коду, расположенному в этом ОЗУ.


Известные ошибки оригинального ПЗУ исправлены не были. В то же время, отличия архитектуры БК потребовали исправления некоторых других проблем, которые не проявляли себя на оригинальной архитектуре, но могли вызвать частичную порчу данных в теневом ОЗУ.



Монитор MZ80


Малая операционная система MZ80 предназначена для выполнения и отладки программ в машинных кодах и реализует следующие функции: управление системой ввода-вывода, загрузку программ, запуск программ, формирования и копирования файлов (программ), отладку, сервисные возможности. [2]


Монитор размещается в теневом ОЗУ и активизируется пользователем при помощи кнопки NMI.


Возможности MZ80 как отладчика не отличаются особым разнообразием. Например, в нем отсутствуют такие функции, как дизассемблирование содержимого памяти либо пошаговое исполнение программ.


Некорректная работа с содержимым регистра R процессора и особенности возврата в прерванную программу не гарантируют восстановления после немаскируемого прерывания.



Программа tst


Программа предназначена для проверки функционирования основных узлов БК: клавиатуры, формирователя сигналов управления цветом и яркостью, звукового формирователя, формирователя сигналов управления цветом бордюра, ОЗУ и ПЗУ, устройств ввода-вывода сигналов кассетного магнитофона. [3]



Программа RECLAMA


Демонстрационный ролик, реализованный на Laser BASIC.



Совместимость


БК обеспечивает лишь частичную совместимость с оригиналом. Основным источником проблем служит изменённое содержимое верхних адресов ПЗУ, что вызывает сбои в работе программ (например, игры Bomb Jack), использующих ПЗУ в качестве источника адреса обработчика прерывания режима IM2.


ZX Next


Создатели - Константин Свиридов и Леонид Ермаков. Разрабатывался с 1989 года, первые экземпляры были выпущены в 1993 году, всего было выпущено около 700 машин. Продавался как в сборе так и в виде набора для сборки. ОЗУ - 128 либо 512 КБ. На материнской плате был ряд слотов, в которые вставлялись платы расширения. На такие платы были вынесены: видеоконтроллер, контроллер Beta Disk Interface, контроллер жёсткого диска, контроллер локальной сети, плата расширения памяти. Видеоконтроллер был построен на втором процессоре Z80, который выполнял код из Next ROM Video для формирования видеосигнала. Кроме стандартного видеорежима также был цветной режим 640×200. [2]



ZX-Poly


В 1994 году в России была разработана многопроцессорная платформа «ZX-Poly» на базе «ZX-Spectrum», обладающая обратной совместимостью и позволяющая расцвечивать и увеличивать графическое разрешение существуюее программное обеспечение. В 2007 году, разработка была опубликована создателем платформы Игорем Мазницей в сети, в виде технического описания и эмулятора, которые доступны на официальной странице платформы ZX-Poly. Из-за заката эпохи «ZX-Spectrum», работы по аппаратной реализации платформы были заморожены в конце 90-х.



KAY


С 1998 по 2001 год выпускались модели KAY 256 и KEY 1024, с ОЗУ объёмом в 256 КБ и в 1 МБ. Автор - Вячеслав Скутин. Машина в целом подобна Scorpion 256. Отличается наличием параллельного интерфейса Centronics, контроллера клавиатуры от IBM PC и мыши (Kempston mouse), возможностью подключения жёсткого диска IDE.



Speccy2007


В декабре 2007 года человек, называющий себя syd, представил результаты своей работы над репликой ZX Spectrum на современной элементарной базе. К печатной плате, содержащей всего 8 микросхем (основная часть схемы реализована в CPLD Altera EPM7128), подключается флеш-память формата SD, клавиатура PS/2 и кабель для телевизора (RGB и звук на разъём SCART). Поддерживается работа с данными в форматах .tap, .tzx и .sna. [3]



Оризон


Производился на Смелянском радиоприборном заводе (г. Смела, Черкасская обл. Украина).



Пресса


На Западе «ZX Spectrum» быстро получил широкую поддержку сообщества пользователей, появилось несколько специализированных журналов: «Sinclair User» (1982), «Your Sinclair» (1983) и «CRASH» (1984). Первоначально они были ориентированы прежде всего на техническую часть, публиковали тексты программ и руководства по программированию; позже они стали почти полностью посвящены играм.


В СНГ выходило несколько сот наименований электронных журналов и газет[6], самые известные из них - «Spectrofon» (1994-1996, 23 выпуска)[7], «ZX-Format» и «Adventurer» (1995-2004). Ряд изданий существует до сих пор (например, газеты «Times», «GenZ» и «Fantastic»).


Печатные издания в СНГ:

«ZX Ревю» (Москва, 1991-1997) - наиболее известное периодическое издание, издавалось научно-техническим кооперативом «Инфорком»

«Абзац - газета для спектрумистов» (Вологда, с октября 2000 года по сей день)

«Всё о ZX Spectrum» - серия из 9-ти книг издательства Питер, издавались с 1991 по 1995 годы



Эмуляторы


Благодаря большой базе готового программного обеспечения (в основном игр) «Sinclair ZX Spectrum» является наиболее эмулируемой платформой в мире. Существует несколько десятков различных эмуляторов для всех распространённых операционных систем для ПК, для игровых приставок и мобильных телефонов. [8]


Последняя официальная реинкарнация «ZX Spectrum» произошла в коммуникаторе «Amstrad e-m@iler plus», выпускавшемся с февраля 2002 по сентябрь 2004 года. Компания «Amstrad» (владелец прав на использование торговой марки «Sinclair ZX Spectrum») позиционировала эмуляцию спектрумовских игр как одну из основных особенностей своего устройства.



Программное обеспечение


«Spectrum» был дёшев и лёгок в обучении - как использования, так и программирования. Благодаря этому он стал отправной точкой для многих программистов и инженеров, вспоминающих его с ностальгией[источник?]. Аппаратные ограничения машины установили особый уровень творчества для разработчиков игр, и отчасти по этой причине многие игры для «Spectrum» отличаются такой оригинальностью[источник?] и геймплеем. Успех ранних моделей «Spectrum» в качестве игровой платформы пришёл к ним несмотря на отсутствие джойстика, примитивный звук и цвет, ориентированный на отображение текста.


Семейство компьютеров «Spectrum» обладает крупной библиотекой программного обеспечения из более чем 14000 наименований. Хотя большая часть этой коллекции - игры, набор программ очень разнообразен и включает в себя языки программирования, базы данных (например, VU-File), текстовые процессоры (Tasword II), электронные таблицы (VU-Calc), инструменты рисования (OCP Art Studio) и даже 3D-моделирования (VU-3D).



Распространение


Первоначально большая часть программ для «Spectrum» распространялась на аудио-кассетах. «Spectrum» был предназначен для работы с обычным бытовым кассетным магнитофоном.


Появившаяся впоследствии технология ZX Microdrive не получила широкого распространения из-за потенциальных проблем с качеством картриджей. Небольшое количество игр (например, Jetpac, Planetoids) было выпущено на картриджах, предназначенных для ZX Interface II.


Несмотря на популярность систем DISCiPLE и +D, большая часть ПО, выпущенного для них, было утилитами. После выхода «ZX Spectrum +3» появились коммерческие программы, поставлявшиеся на дисках; более 700 наименований программ было выпущено на 3-дюймовых дискетах в период с 1987 по 1997 год.


Небольшие программы, преимущественно на Sinclair BASIC, распространялись в виде исходного кода, напечатанного в журналах и книгах. Читатель мог вручную набрать этот код у себя на компьютере, запустить и сохранить на кассету для дальнейшего использования. Затем журналы стали печатать длинные списки шестнадцатеричных цифр, снабжённые контрольными суммами - дампы машинного кода игр и инструментальных средств.


Необычным методом распространения была широковещательная радиотрансляция: слушатели могли записать передачу с радиоприёмника на кассету, чтобы затем считать запись на Spectrum. Такие радио- и телепередачи транслировались в Хорватии, Сербии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Италии, Португалии и Бразилии. В России были лишь отдельные подобные попытки на региональных радиостанциях.[источник?]


Некоторые журналы применяли способ распространения в виде 7-дюймовых дисков, предназначенных для проигрывания на устройствах для обычных виниловых пластинок. На дисках британских музыкальных групп в 1984-1996 годах изредка можно было встретить трек с программой для «ZX Spectrum».


В СССР/СНГ основным методом распространения первоначально были аудио-кассеты, а затем, в силу постепенного перехода на системы с диском - 5-дюймовые дискеты в формате TR-DOS [9].



На территории бывшего СССР

Batty

Bomb Jack

Boulder Dash

Dizzy

Elite

Exolon

Flying Shark

Laser Squad

Head over Heels

Nether Earth

R-Type

Saboteur

Super Hang-On

История персонального компьютера   Теги:

Читать IT-новости в Telegram
Информационные технологии
Мы в соцсетях ✉