Трижды три Mazda3: в это статье собрано три разные версии одной модели! Все для того, чтобы дать ответ на вопрос, вынесенный в заголовке: почему Mazda3 снова и снова оказывается в рейтинге ТОП-5 продаж своего класса. Не спешите обвинять меня в победных речах, лучше прочтите до конца.ПозиционированиеМодель Mazda3 – наследница легендарной Mazda323, которая стала одной из самых популярных иномарок в «пост-перестроечное время» и впервые появилась еще в конце 1970-х годов как модель компакт-класса. С тех пор и поныне позиционирование не изменилось: Mazda3 – это автомобиль С-класса: длина около 4,5 метров; позиция между «крохой» Mazda2 и «большой» Mazda6.title="Разгадываем секрет популярности Mazda3" -->
Истоки Mazda3 можно искать еще в 323-й модели; но ее современная история началась с 2004 года (первое поколение), продолжилась в 2009-м (второе), и дошла до сегодняшнего времени – с 2013 года выпускается третье поколение модели, которое обновилось в 2016-м. Как интересный ликбез, отметим концепт-кар Mazda MX Sportif 2003 года и другое имя: в Японии эта модель зовется Mazda AxelaВ средине 2016 года была представлена обновленная версия автомобиля – изначально как Mazda Axela на внутреннем японском рынке. Затем обновления пришли и для Mazda3 на мировых рынках, включая Украину – с осени 2016 года у нас продается обновленная версия модели. Как и было обещано, в статье представлено три версии Mazda3: обновленный седан с 1,5-литровым бензиновым мотором (синий автомобиль) в средней версии «Touring+»; аналогичный обновленный седан c 2-литровым бензиновым мотором (серый автомобиль, представлен в виде дополняющих фото) в максимальной версии «Exclusive»; хэтчбек Mazda3 до обновления с 2-литровым бензиновым мотором в максимальной версии «Exclusive» (серый автомобиль, представлен в отдельном блоке). Как едет?Так уж повелось с первого поколения Mazda3, что все ожидают от этого автомобиля «спортивности для народа». Возможно, сломался мой внутренний компас, быть может я слишком строг, но откровенной спортивности в Mazda3 не узрел. Есть жестковатая подвеска и шум в районе колесных арок – но эти качества вряд ли можно назвать спортивным характером. Однако если выбросить из головы слова о спорте, то Mazda3 может порадовать: это живой, подвижный, активный автомобиль. Да, подвеска жестковата – но она избавляет от сильных кренов кузова и возможных приступов тошноты у особо чувствительных людей. Плюс есть решения, который радуют в мелочах: удобные сиденья с развитой боковой поддержкой; классный 3-спицевый руль, на поворот которого автомобиль быстро откликается; красивые приборы с тахометром в центре…
Mazda3 подтянута и стройна, но без спортивных акцентов – просто аккуратный, элегантный, динамичный автомобиль. Который радует в деталях: в простеньком салоне – шикарные приборы; сиденьям позавидует иной хот-хэтч. Руль хорош вне зависимости от версии, но в максимальной – кнопки управления «круизом» на правой спице и больше хром-декора. Блок «климата» красив и удобенСуть в том, с каким вопросом подходить к Mazda3: если сравнить «тройку» с конкурентами в виде SKODA Octavia или Toyota Corolla, то автомобиль и вправду кажется более спортивным и собранным на дороге: все-таки острый руль, легкий кузов, жестковатая подвеска, «многорычажка» сзади. Но если сравнить максимальную 2-литровую Mazda3 с чем-то вроде SEAT Leon FR или Peugeot 308 THP – то здесь ощущения «подогретой ТОП-модели» уже не хватает.Причем не только в деталях, но и в моторе: вот это самое обидное! В разгоне 2-литровый бензиновый мотор неплохо «берет» снизу (до 1,5-2 тыс. об/мин), демонстрируя свой объем; низко и грубо звучит, обещая классный разгон. Но вдруг – раз! – и провал на средних (2-3 тыс.) оборотах. В следующий раз мотор оживает лишь на 4 тыс. об/мин и дальше вполне бойко разгоняет автомобиль, не боясь «крутится» до 6 тысяч. Но вот этот провал посредине… А ведь меньший двигатель себе такого не позволяет. У водителя есть понимание, что под капотом всего 1,5 литра объема; однако мотора как начинает тянуть понемногу, так и сохраняет линейную зависимость отдачи от оборотов: средние обороты – «половина» мотора; раскрутил к максимальным (6-7 тыс. об/мин) – есть обещанные 120 «лошадок». Это немного, но логика работы мотора понятная: сразу ясно, где экономить топливо, а где искать мощность. К слову, 6-ступенчатый «автомат» отлично работает в паре с любым двигателем: переключения мягкие, незаметные, своевременные. Единственное отличие – режим Sport: при его активации автомобиль с 2-литровым мотором сбрасывает одну передачу; а 1,5-литровая машина – сразу две, загоняя двигатель в зону очень высоких оборотов. Оба мотора – семейства SKYACTIV-G и визуально похожи. Проблема 2-литрового двигателя, пожалуй, даже не в самом моторе, а в ожиданиях: обещанные 150 л.с. в компакт-кузове должны дарить активный драйв; но чего-то не хватает. Младший мотор просто делает свою работу. И, научившись распоряжаться его ресурсами, получаешь едва ли не больше удовольствия: это явно не монстр мощности, но двигатель ощущается «живчиком» – под стать автомобилю в целом. АКПП хорошо работает в паре с любым мотором; плюс есть спорт-режимАвтомобиль хорош простором салона и объемом багажника (414 л); именно «хорош», однако не идеален. К примеру, Mazda3 радует задних пассажиров запасом места для ног, но заставляет слишком пригибать голову при посадке; здесь есть подлокотник с подстаканниками, но нет дефлекторов вентиляции. С багажником аналогичная ситуация: и объем достаточный, и форма правильно-прямоугольная; но не хватает крючков, кармашков, ниш, да и проем для загрузки вещей маловат.В итоге Mazda3 чуть простовата в деталях, ставит акцент на проверенные решения, есть небольшая добавка «спортивности» относительно обычных моделей С-класса. Такими были прошлые Mazda3, а еще – Mitsubishi Lancer X и Honda Civic. Однако где упомянутые модели? Их толком нет, они потеряли свое лицо и вышеописанную суть. А Mazda3 – сохранила: она запоминается приятным, активным, подвижным автомобилем. Причем даже в версии с 1,5-литровым мотором, над которой не висит «Дамоклов меч» звания ТОП-модели. Сзади места для ног вдоволь; дверной проем и крыша могут показаться низкими, но до откровенных неудобства не доходит. Багажник как багажник; жаль не может похвастать ни рекордным объемом, ни продуманностью в мелочах (ниши, крючки) – все на достаточном уровне, но не более того. Интересно, что увеличенные передние тормоза получает ТОП-овая Mazda3 (295 мм у версии 2,0 л против 280 мм у версии 1,5 л; сзади всегда 265 мм), но небольшой спойлер на крышке багажника украшал именно среднюю версию «трешки». Кстати, на 1,5-лировую версию Mazda3 приходится более 75% продаж модели; остававшаяся четверть – за мотором 2,0 л. Деление по кузовам схожее: седан – 75%, хэтчбек – 25%. Итого: самая популярная Mazda3 – это седан с мотором 1,5 л Есть ли инновации?Говорим «современная Mazda» – подразумеваем SKYACTIV. Подобный комплекс технологий описывался на примере Mazda MX-5; но здесь повторимся с небольшими тематическими отклонениями.Итак, если хотите, то SKYACTIV – это некая философия создания деталей и узлов автомобиля, в основе которой лежат не революционные изменения, а оптимизация всего и вся, буквально каждой мелочи. Подход SKYACTIV используется в проектировании кузова и шасси, создании двигателя, разработке трансмиссии (МКПП и АКПП). К примеру, кузов и шасси актуального поколения Mazda3 получили другие материалы (большая доля высокопрочных сталей, легкие сплавы). Результат: относительно прошлого поколения Mazda3, шасси актуальной модели стало легче на 14%, кузов – легче на 8%; при этом он стал жестче, что позитивно сказывается на управляемости и безопасности. Бензиновые моторы семейства SKYACTIV-G имеют высокую степень сжатия (14:1), облегченную цилиндропоршневую группу (-15-20%), хитрый выхлопной коллектор «4-2-1» (как в спортивных автомобилях), фазовращатели на впуске и на выпуске. В итоге уменьшены насосные потери, снижены потери на трение (-30%), двигатель в целом стал легче (-10%). Следующий шаг – «автомат» SKYACTIV-Drive. Относительно прошлого поколения АКПП, здесь появилась шестая передача и расширен диапазон блокировки гидротрансформатора (89% против 64% ранее). Технологии SKYACTIV – это набор правил и знаний о том, как выжать из техники больше привычного: ничего революционного, но доработка буквально каждой мелочи. Кстати, о моторах, степени сжатия, качестве топлива: пока на просторах СНГ не слышно о глобальных проблемах, хотя уже существуют 5-летние автомобили, накатавшие под 200 тыс. км. Единственную заметную массовую проблему – двойной старт в холодное время года – вылечили новым ПО блока управления моторомСреди других современных технологий отмечу контроль рядности движения (Mazda3 сама подруливает на трассе!) и систему предупреждения об экстренном торможении – все завязано на камере в верхней части лобового стекла: она следит за разметкой, распознает ситуацию перед автомобилем, дает команды усилителю руля и тормозной системе. Плюс есть камера заднего вида, контроль «слепых зон» зеркал, выдвижной экран с проекцией данных перед глазами водителя. Все управление – через систему мультимедиа MZD Connect: сенсорный 7-дюймовый дисплей, радио и аудиосистема, различные настройки автомобиля, подключение телефона, пр. Система MZD Connect предлагает управление через сенсорный дисплей или с помощью отдельного блока кнопок. Меню радует приятной графикой и большим количеством систем помощи водителю (только ТОП-версия 2,0 л). Есть выдвижной дисплей, камера заднего вида с линиями-подсказками. Светодиодные фары – с функцией автоматического переключения света «ближний/дальний» (только ТОП-версия 2,0 л): система «видит» встречный автомобиль и переключает свет с «дальнего» на «ближний», а затем возвращает обратно КонкурентыВ Украине автомобиль Mazda3 представлен в двух вариантах кузова (седан или хэтчбек), с парой бензиновых моторов (1,5 л или 2,0 л), всегда с АКПП, в трех комплектациях. Цена стартует с 545 тыс. грн. (менее $21 тыс.) за версию 1,5 л Touring без разницы в типе кузова; этот автомобиль уже радует хорошей комплектацией: АКПП, 2-зонный «климат», электрические стеклоподъемники, подогрев передних сидений, система MZD Connect, легкосплавные колесные диски, камера заднего вида. Следующая версия Touring+ обойдется в 585 тыс. грн. ($22,5 тыс.) и дополнительно предлагает: светодиодные фары, проекционный дисплей перед глазами водителя, датчики парковки спереди и сзади, подрулевые лепестки-переключатели передач. Максимальная версия Exclusive обойдется в 629 тыс. грн. ($24 тыс.) и доступна только с мотором объемом 2,0 л. Однако кроме большого мотора покупатель получит заметно увеличенный перечень современных систем: контроль рядности движения, предупреждение об экстренном торможении в городе, мониторинг «слепых зон» зеркал, адаптивный свет, контроль усталости водителя.Кажется, что Mazda3 «звезд с неба не хватает», но при этом она занимает четвертое место в очень конкурентном С-классе (по итогам 1-го полугодия 2017 года): впереди – SKODA Octavia, Toyota Corolla, Ford Focus; позади – Hyundai Elantra, Peugeot 308, VW Golf и VW Jetta (даже если их суммировать), Nissan Sentra, Renault Megane, Opel Astra. А теперь скажите: кто из конкурентов предлагает спортивность за «недорого»?Пожалуй, Ford Focus; но многих покупателей отпугивает маленький 3-цилиндровый 1-литровый турбо-мотор – каков его ресурс? Интересны варианты в виде SEAT Leon или Peugeot 308; но обе модели доступны только в кузове хэтчбек или универсал. Renault Megane? Седан не едет столь азартно, как хэтч; мощность заканчивается на отметке 130 л.с. с «накрученного» 1,2-литрового турбо-мотора (если не брать в расчет спортивные GT и RS). Да и в целом – семейство Megane «расцветает» в максимальных дорогих комплектациях, в то время как Mazda3 выглядит достойно даже в средних версиях. Конкуренты вроде и есть, а как бы и нет. Если хотите седан С-класса с живым характером, традиционной техникой под капотом, современным оснащением, адекватной ценой – то путь к дилеру Mazda. Аналогичный подход исповедовали седаны Mitsubishi Lancer X и Honda Civic, но где они? Одна надежда – Hyundai Elantra. Остальные конкуренты либо слишком семейно-правильные, либо выполнены в кузове хэтчбек, тогда как большинство покупателей «трешки» выбирают седан Стоимость содержанияА ведь SKYACTIV работает! Оба автомобиля потребляют топливо на уровне современных малообъемных турбо-моторов, работающих в паре с «роботами»; хотя здесь под капотом традиционный «атмосферник» (хотя и непростой) в паре с привычной АКПП. Результат: 2-литровая Mazda3 в городе расходует около 9 л на 100 км; 1,5-литровая версия укладывается в 7,5-8 л на 100 км пути. При этом плавная езда, отсутствие пробок, выходной день помогут снизить расход на 0,5-1 л и вплотную приблизится к обещанным паспортным цифрам. Но учтите, что при попытке активной езды в городе 2-литровая версия может потреблять 10-11 л топлива на 100 км; а вот у 1,5-литрового мотора расход растет не так заметно, максимум достигая 9 л на 100 км пути. На трассе ситуация следующая: при скорости 80-90 км/ч автомобили расходуют около 4,5 л; При езде со скоростью 110-120 км/ч расход возрастает до 6 л на 100 км. Отличие трассового расхода двух моторов укладывается в 0,5 л на 100 км пути.Общая гарантия на автомобиль составляет три года или 100 тыс. км; периодичность ТО – раз в год или 20 тыс. км. Минимальная цена за стандартное ТО – замена масла и пары-тройки фильтров – составляет 2,6 тыс. грн. Самое дорогое ТО на пробегах в 40 и 80 тыс. км обойдется в 4,1 тыс. грн. Это лишь ориентировочные цифры; точные цены зависят от объема мотора, дилерского центра, объема выполняемых работ – в итоге цены могут отличаться, но лишь незначительно.Цены указаны по состоянию на сентябрь 2017 года без учета различных скидок и бонусов при покупке автомобиля или его обслуживании. Mazda3: почему ее покупают и что дало обновлениеЗнакомьтесь – это Олег и его Mazda3: 2-литровый хэтч в максимальной версии, до обновления. Мы проводим час времени в обсуждении автомобиля, я делаю с десяток разных фото – все для того, чтобы ответь на вопросы подзаголовка. Плюсы:+ Уже в «базе» – хорошее оснащение, интересные моторы, адекватная АКПП+ Средняя версия с мотором 1,5 л на бумаге не блещет, но в реальности – хороша+ Доплата за версию 2,0 л относительно невелика, плюс получаете много дополнительных систем помощи водителюМинусы: — Мотор 2,0 л «не едет» на обещанные 150 л.с. – есть провал на средних оборотах— Максимальная версия в кузове седан не выглядит ТОП-моделью; хэтчбек с 2-литровым мотором, да еще в ярком цвете – уже лучше Технические характеристики Mazda3 1,5 л (в скобках – 2,0 л): Кузов – седан; 5 местГабариты – 4,585 х 1,795 х 1,45 мКолесная база – 2,7 мБагажник – 414 л (5 мест)Грузоподъемность – 600 кг (540 кг)Минимальная снаряженная масса – 1 235 кг (1 275 кг)Мотор – бензин; R4; 1,5 л (2,0 л)Мощность – 120 л.с. при 6 000 об/мин. (150 л.с. при 6 000 об/мин.)Крутящий момент – 150 Нм при 4 000 об/мин. (210 Нм при 4 000 об/мин.)Удельная мощность и момент – 97 л.с. на 1 т; 121 Нм на 1 т (118 л.с. и 165 Нм)Привод – передний приводТрансмиссия – 6-ст. гидромеханическая АКППДинамика 0-100 км/ч – 11,8 с (8,9 с)Максимальная скорость – 194 км/ч (210 км/ч)Расход топлива (паспортный), город – 6,7 л на 100 км (8,4 л)Расход топлива (паспортный), трасса – 4,6 л на 100 км (5,2 л)Шины тестовых автомобилей – Toyo Nano Energy R38Автомобили предоставлены – АВТО Интернешнл